Оскаровские неудачники

Кому чаще всего не достается заветная статуэтка

Уолт Дисней за свою карьеру получил 26 "Оскаров". Кэтрин Хэпберн - четыре. "Властелин колец. Возвращение короля" был номинирован в 11 категориях - и выиграл во всех. По 11 статуэток получили и "Бен-Гур" с "Титаником", хотя оба претендовали на большее число наград. Однако не всем так везет. В преддверии 84-й церемонии вручения самой главной американской кинопремии "Лента.ру" вспоминает оскаровских неудачников - тех, кто получал множество номинаций, но так ни одной награды Киноакадемии и не удостоился.

За кадром

Абсолютный рекордсмен по количеству номинаций без единой статуэтки - звукорежиссер Кевин О'Коннелл. Впервые его номинировали в 1983 году за лучший звук к "Языку нежности". Фильм получил пять "Оскаров", в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру, однако О'Коннелу не повезло. Затем три года подряд, с 84-го по 86-й, О'Коннелла выдвигали за звук к "Дюне", "Сильверадо" и "Смертельному оружию" - и все безуспешно. Дважды в один год его номинировали за два фильма: в 1996-м за "Смерч" и "Скалу" и в 1998-м за "Маску Зорро" и "Армагеддон", но и это О'Коннеллу не помогло. В последний - двадцатый (sic!) - раз его номинировали за "Трансформеров" в 2007-м.

Но О'Коннелла не печалит такая судьба. Узнав, что его выдвинули на "Оскар" за "Трансформеров", звукорежиссер сказал: "Если бы вы могли поместить в бутылку те чувства, которые я испытал этим утром после известий о своей номинации, люди больше бы не покупали наркотиков, потому что это просто лучшее, что есть в мире".

Следом за О'Коннелом в рекордсменах-неудачниках идут сразу два человека, тоже из числа технического персонала, которые получили по пятнадцать номинаций и ни разу не выиграли. Это художник по костюмам Роланд Андерсон (он работал, в частности, над "Завтраком у Тиффани") и композитор Алекс Норт (его номинировали в том числе за "Спартака" в 1960 году и за "Кто боится Вирджинии Вульф?"). Последний, впрочем, в 1985 году получил "Оскар" за заслуги в знак признания "его блестящего художественного мастерства в создании запоминающейся музыки для разнообразных кинофильмов".

Еще один звукорежиссер, которому постоянно не везет - Грег Рассел. Его номинировали 14 раз, в том числе за тех же "Трансформеров", что и рекордсмена О'Коннела, а также за вторую и третью часть франшизы. За третьих "Трансформеров", впрочем, у Рассела как раз есть шанс наконец-то получить статуэтку в этом году.

Не только звукорежиссерам и художникам по костюмам не везло больше десятка раз. 13 номинаций без одной-единственной статуэтки получил оператор Джордж Фолси, работавший над мюзиклом "Встретимся в Сент-Луисе". Но неудачи отца не помешали его сыну Джорджу Фолси-младшему тоже пойти в кинематограф.

Впрочем, количество номинаций у "технарей", в принципе, всегда высокое. Второй после Уолта Диснея по числу номинаций вообще - композитор Джон Уилльямс ("Звездные войны" и множество других фильмов, в этом году - "Приключения Тинтина" и "Боевой конь"), у него их 47 - и пять статуэток. Так что неудивительно, что многие из участников этого технического междусобойчика остаются ни с чем.

В кадре и над ним

В более привычных категориях чаще всех киноакадемики "прокатывали" Питера О'Тула. С 1962 по 2006 год его номинировали за лучшую мужскую роль восемь раз ("Лоуренс Аравийский", "Бекет", "Лев зимой", "Прощайте, мистер Чипс", "Правящий класс", "Трюкач", "Мой лучший год" и, наконец, "Венера"), но единственная статуэтка, которая досталась актеру - это "Оскар" за заслуги в 2003 году.

Лучшая мужская роль в "Бекете" в 1964 году могла бы быть не только у Питер О'Тула, но и у Ричарда Бертона, одного из мужей Элизабет Тейлор. Но Бертон статуэтку в том году не получил, как не получил он ее и еще шесть раз, в один из которых его номинировали за лучшую мужскую роль второго плана, а в остальных - за главную.

Ну, а следом за мужчинами можно вспомнить и первую в этом списке представительницу прекрасного пола в лице актрисы Гленн Клоуз. Пять раз ей не везло, а в этом году ее номинировали в шестой раз - за главную женскую роль в фильме "Таинственный Альберт Ноббс". Быть может, теперь Гленн Клоуз, сыгравшей роль женщины, которая убедительно переодевается мужчиной, наконец улыбнется удача?

А такое - чтобы после череды неудач герой все-таки находил свою статуэтку - ведь уже случалось, и не раз. Вот, например, Джефф Бриджес получил своего "Оскара", лишь когда его выдвинули в пятый раз, а Пол Ньюман - так вообще в седьмой, и статуэтка за "Цвет денег" стала единственной из его девяти номинаций. Ну, если не считать "Оскара" за заслуги в 1986 году.

Вот и у режиссеров бывает так же. Мартин Скорсезе в 2007 году получил "Оскара" за "Отступников", а это была уже шестая его попытка добиться статуэтки. В частности, режиссеру не повезло с "Бандами Нью-Йорка" в 2003 году: фильм номинировался сразу в 10 категориях, но ни одного приза не получил. Возможно, "Хранитель времени" в этом году принесет Скорсезе новую премию - и тогда из числа неудачников его можно будет смело вычеркивать.

Роберту Олтману повезло меньше, чем Скорсезе: за пять фильмов режиссер получил семь номинаций, но единственной его статуэткой стал "Оскар" за заслуги в 2006 году. А среди его недооцененных Академией фильмов был, между прочим, не только "Госфорд-парк", но и "Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш." - из той же франшизы, что и культовый сериал.

Помимо "Банд Нью-Йорка", десять номинаций без единой статуэтки - это прошлогодний результат "Железной хватки" братьев Коэнов. "Аватар" с его тремя, пусть и "техническими", "Оскарами" из девяти номинаций кажется на этом фоне триумфатором.

Многие фильмы, получившие этак по семь-восемь номинаций, уходили с церемонии ни с чем. Из них стоит отметить "Побег из Шоушенка", вечный фильм номер один по версии пользователей главной киношной базы данных IMDB.

Наконец, нельзя в нашем списке совсем не упомянуть таких любимцев публики, как Леонардо ди Каприо, Джонни Депп, Том Круз и Брэд Питт. Конечно, не такие уж они и лузеры - у каждого было всего по три номинации на награду Киноакадемии (при этом у последнего есть шанс на статуэтку в этом году). До настоящих неудачников им еще далеко. Если, конечно, не вспоминать о тех случаях, когда актеров вообще не выдвигают на "Оскар". Вот, например, среди 14 номинаций "Титаника" не было "лучшей главной мужской роли" у Леонардо.

Впрочем, всех этих людей все же номинировали на "Оскар", и неоднократно, так что называть их неудачниками все-таки несправедливо. У звукорежиссера О'Коннелла есть двадцать номинаций, а чего добился ты?!

Другие материалы