Кризис в Белоруссии закончился. Об этом сообщил первый вице-премьер Владимир Семашко, уточнив, что заявление основано на его личной оценке. Президент Александр Лукашенко также уверен, что доходы в стране скоро вернутся на докризисный уровень. Минску действительно удалось улучшить состояние экономики: отчасти благодаря нефти из России, отчасти - девальвации, эффект от которой уже заканчивается.
Белорусские власти весь прошлый год упорно отрицали наличие кризиса в стране, заменяя пугающее слово различными эвфемизмами - "некоторые проблемы", "непростая ситуация", "временные трудности", "неурядицы". Тем не менее в начале этого месяца президент страны Александр Лукашенко все же признал, что прошлый год был кризисным, и выразил уверенность, что доходы граждан в самом скором времени выйдут на прежний уровень. Через три недели после этого первый вице-премьер страны Владимир Семашко заявил, что финансово-экономический кризис закончился. При этом зампред правительства уточнил, что заявление основано на его личной оценке положения в стране.
Власти Белоруссии и ранее - как минимум трижды: в апреле, мае и августе - обещали разобраться с трудностями в экономике через пару месяцев или "сегодня-завтра-послезавтра", однако на этот раз слова Лукашенко и Семашко можно подкрепить позитивной статистикой.
Так, недавно Нацбанк решил снизить ставку рефинансирования до 38 процентов, тогда как весь прошлый год показатель стабильно увеличивался - с 10,5 до 45 процентов (в начале декабря). Правительство рассчитывает к концу этого года снизить базовую ставку в два раза - до 20-23 процентов, если инфляция не превысит 19-22 процентов. Если властям удастся реализовать эту меру, кредиты для предприятий и населения станут дешевле, доходность рублевых вкладов по сравнению с валютными уменьшится, защита рублевых сбережений от инфляции повысится.
К снижению ставки Нацбанк подтолкнули такие явления, как улучшение состояния внешней торговли, замедление инфляции, рост вкладов населения, а также превышение предложения валюты над спросом на нее.
В конце мая прошлого года белорусский рубль был девальвирован на 60 процентов. После этого курс доллара составил 4930 рублей, а вскоре вырос до 5340 рублей. В ходе второго этапа девальвации, когда на Белорусской валютно-фондовой бирже состоялась первая дополнительная сессия по свободной торговле валютой, курс вырос до 8,6 тысячи рублей.
По состоянию на 27 февраля официальные курсы доллара и евро в Белоруссии составляют 8110 и 10900 местных рублей соответственно. По сравнению с показателями середины минувшего ноября, когда курсы основных валют достигли максимумов, рубль укрепился на 8 процентов. Такая динамика может означать, что девальвация была достаточной и чрезмерной нагрузки на валютный рынок не наблюдается.
По итогам прошлого года инфляция в Белоруссии оказалась рекордной - 109 процентов. При этом в списке наиболее подорожавших товаров оказалась и производимая в этой стране сельскохозяйственная продукция.
Инфляция замедлилась уже в декабре - в этом месяце по сравнению с ноябрем цены выросли на 2,3 процента. По темпам январской инфляции в месячном исчислении - 2,4 процента - Белоруссия среди стран СНГ уступила лишь Армении. Больше всего в прошлом месяце выросли цены на продовольственные товары: по сравнению с минувшим декабрем показатель увеличился на 2,2 процента, по сравнению с январем 2011 года - на 125 процентов.
Отрицательное сальдо торгового баланса, которое является одной из основных причин экономического кризиса в Белоруссии, за 2011 год снизилось с 9,6 до 5,45 миллиарда долларов. Таких результатов удалось добиться на фоне рекордного за всю историю экспорта на сумму в 40 миллиардов долларов. При этом отрицательное сальдо в торговле с Россией выросло с 8 до 11 миллиардов долларов, с Китаем - с 1,2 до 1,5 миллиардов долларов.
Основной же вклад в положительное сальдо внесла торговля с политическим "противником" - Евросоюзом. Экспорт в ЕС принес Минску 15,7 миллиарда долларов выручки, что в два раза больше, чем годом ранее. Продажи Белоруссии в страны ЕС превысили импорт из этих государств на семь миллиардов долларов, тогда как годом ранее этот показатель составлял всего 50 миллионов долларов.
Положительных результатов во внешней торговле удалось добиться, как ни странно, в основном за счет роста экспорта нефти и нефтепродуктов. В частности, продажи нефтепродуктов в Голландию увеличились с 5 до 7,2 миллиона тонн, в Латвию - с 0,8 до 1,9 миллиона тонн, в Италию - со 180 до 650 тысяч тонн.
Кроме того, Белоруссия увеличила экспорт в Германию в четыре раза, поставив крупнейшей экономике Европы почти всю свою нефть, которой в год добывается около 1,7 миллиона тонн. В результате сырьевой торговли с Берлином Минск выручил в прошлом году 1,29 миллиарда долларов. В целом экспорт нефти из Белоруссии в ЕС составил две трети от продаж - 10,4 миллиарда долларов.
Успехи властей соседней страны в преодолении кризиса Москва могла бы предсказать еще до того, как Минск объявил о них во всеуслышание - в середине января, когда российское правительство отчиталось об экономических успехах по итогам прошлого года. В частности, объемы экспорта нефти в Белоруссию увеличились более чем на 40 процентов, что связанно с договоренностями о беспошлинных поставках сырья. В обмен на эксклюзивные условия контрактов в конце 2010 года Россия выторговала интеграцию: Минск ратифицировал документы по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
Тем не менее стоит признать, что большую роль в улучшении торгового баланса сыграла девальвация рубля, которая повысила конкурентоспособность белорусских товаров, однако ее позитивный эффект если и не исчерпал себя, то закончится в ближайшее время. Как ранее заявлял заместитель министра экономики Белоруссии Дмитрий Голухов, правительство это осознает и работает над необходимыми мерами.
В частности, белорусские чиновники планируют обеспечить конкурентоспособность местных предприятий в жестких условиях соглашений ТС, интегрироваться в мировую финансовую систему и привлекать инвестиции и проводить жесткую денежно-кредитную политику.
Минск также признал, что отчасти кризис был спровоцирован необоснованным повышением зарплат. Сейчас правительство планирует воздержаться от автоматической индексации доходов хотя бы в промышленном секторе. Как напомнил 24 февраля замминистра экономики Александр Ярошенко, с 1996 по 2010 год (кроме 2003-го) рост доходов опережал увеличение производительности труда. Свою роль сыграла и предвыборная индексация зарплат в конце 2010 года, против которой выступал МВФ. Этой осенью в Белоруссии снова состоятся выборы - парламентские. И пусть они давно стали не чем иным, как назначением депутатов, никто не даст гарантии, что президент воздержится от очередного "подарка" в виде повышения доходов, которое может спровоцировать новый кризис.