Культура
00:28, 3 марта 2012

Спасение "Ударника" Старый кинотеатр переделают в музей современного искусства

Татьяна Ершова

Президент культурного фонда "Артхроника", издатель одноименного журнала и основатель премии Кандинского Шалва Бреус задумал создать музей, которому давно пора появиться в Москве. 11 марта СМИ стало известно, что в здании "Ударника", одного из старейших кинотеатров столицы, пустующего последние годы, расположится музей современного российского искусства, в будущем образовательный и значимый арт-центр.

Кинотеатр "Ударник" в 1995 году. Фото ИТАР ТАСС, Олег Булдаков.
Открыть фотогалерею "Архитектурный бренд"
Lenta.ru

Новость о создании музея в "Ударнике" смело можно отнести к главным событиям 2012-го года в области культуры, несмотря на то, что впереди еще целых 10 месяцев. С появлением и развитием выставочных центров современного искусства, Московской биеннале и возрастающим интересом к современным авторам со стороны обычного, а не профессионального зрителя, учреждение такого музея кажется шагом логичным и необходимым. Хотя в российской столице есть "Винзавод" и "Гараж", принимающие актуальные выставки, государственные ГЦСИ и ММСИ, разбитый на четыре площадки, именно большого частного музея современного российского искусства за все эти годы открыть не удалось.

В случае с "Ударником" важно то, что будет создана именно музейная институция, а не очередной квартал или галерея; там будет представлена постоянная экспозиция художников, среди которых Эрик Булатов, Виталий Комар, Александр Меламид, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков и другие, уже ставшие "классическими", авторы. Кроме того, в музее планируют проводить временные выставки, семинары, лекции, а также показывать видеоарт, что удастся сделать только благодаря киноплощадке. В случае с видеопроектами, как следует из слов Бреуса, ориентиром станет лондонская Тейт-Модерн, которая, как известно, собирает миллионы посетителей.

Шалва Бреус. Фото РИА Новости, Александр Вильф
Lenta.ru

Тем не менее, заслуга издателя и президента "Артхроники" не только в намерении открыть новую качественную площадку, но и в ее выборе. Здание в центре Москвы, памятник архитектуры конструктивизма, построенный по проекту Бориса Михайловича Иофана к 1931 году, последние годы находился под постоянной угрозой переделок, необходимых для коммерческих целей (в 2000-х, например, часть помещений арендатор кинотеатра "Каро-Фильм" сдавал под казино). По задумке же Бреуса, здание не будут перестраивать или реконструировать, его планируют очищать и восстанавливать, и в этом на данный момент состоит самое большое достижение учредителей музея.

В интервью "Артхронике" Бреус рассказал, что надеется открыть музей в "Ударнике", который он получил в долгосрочную аренду, максимально быстро. Скорейшему открытию музея помогут и столичные власти, по словам издателя, сами выступившие с инициативой. В течение 2012 года будет сформирован Попечительский совет, назначен директор, проведен тендер по выбору архитектурного бюро, которое и начнет заниматься возрождением "Ударника", когда-то главного кинотеатра города, рассчитанного на полуторатысячную аудиторию.

За Шалвой Бреусом, собравшим отличную коллекцию соц-арта и концептуалистов, которая и составит основу музея, закрепилась репутация человека, все делающего правильно и работающего эффективно. "Лента.ру" связалась с Григорием Ревзиным, Иосифом Бакштейном и Ольгой Свибловой, чтобы узнать, почему Бреуса ждет успех, кому и зачем нужен этот музей, а также сможет ли он повлиять на отечественный арт-рынок.

Григорий Ревзин, архитектурный критик

Григорий Ревзин. Фото РИА Новости, Валерий Левитин
Lenta.ru

Это прекрасная идея, мне очень нравится. Вот у нас есть кинотеатр "Ударник", первоклассный памятник архитектуры, и с ним надо что-то делать. У нас ведь обычно с этим проблема - единственное, как у нас получается сохранять такие памятники, это музеефицировать их, однако в большинстве случаев нужных музейных функций не набирается. Понятно, что построенный в 31-го году "Ударник" очень сильно отличается по технологиям от сегодняшних кинотеатров. Ну и что делать? Вдруг оказалось, что из него можно сделать музей. Просто для этого понадобились частные деньги, деньги Шалвы Бреуса. Мне кажется, что это такая штука, которая со временем станет чем-то вроде новой Третьяковки, нашим национальным достоянием.

У музея в арт-рынке всегда специфическая функция. Музей - это то, что изымает из него произведения и считает, что раз они такие ценные, их больше не надо продавать, а нужно оставить как такой резерв. Вообще, музей для арт-рынка играет такую же роль, как золотой запас для денежной системы, то есть он непосредственно не участвует в обмене, но если его нет, то и обмена не получается. Ровно такую же функцию - стабилизирующую - выполняет музей, определяет ценность главных имен и главные произведения. По их коллекциям и создается история искусства, кроме того, музей играет важную роль в приобщении горожан и туристов к соответствующей области – в данном случае современному российскому искусству. Здесь надо сказать, что это очень удачный выбор по расположению. Сами по себе Дом на набережной и памятник русского авангарда - дополнительный предмет интереса.

Иосиф Бакштейн, критик, куратор, комиссар 4-й Московской биеннале современного искусства

"Ударник" - это культовое архитектурное сооружение, и то, что он сохранит свою культурную и художественную миссию, замечательно для города и для всех нас. Кроме того, у Шалвы Бреуса одна из лучших коллекций современного искусства среди наших соотечественников, он достаточно активный человек, его "Артхроника" - один из лучших журналов по современной художественной культуре, а Премия Кандинского - это наиболее уважаемая премия в области современного искусства.

У нас все делится на институции, коммерческие и некоммерческие. То, что делает Шалва Бреус - это некоммерческий проект, то есть прямого отношения к рынку он не имеет. Хотя, конечно, косвенно, это будет способствовать развитию рынка современной художественной культуры в нашей стране. Я думаю, музей Бреуса - одно из ключевых событий этого года, наряду с переездом "Гаража". Его музей станет крупнейшим частным музеем современного искусства в нашей стране.

Ольга Свиблова, куратор, основатель и директор Московского дома фотографии

Ольга Свиблова. Фото РИА Новости, Валерий Левитин
Lenta.ru

Я считаю, что открытие нового музея современного искусства в Москве чрезвычайно важно. Шалва Бреус, человек, давно собирающий искусство, он тонко и серьезно в нем разбирается, реально видит перспективы его развития. Понятно, что у него будет живой музей, такой же живой, как премия Кандинского, нашего аналога Тернеровской премии. Например, для меня большая честь быть в жюри премии Кандинского. Многое воспринимаешь как общественную нагрузку, а вот это я воспринимаю как честь. Потому что я вижу, до какой степени серьезно это организовано, с какой долей тщательности изучается российский и зарубежный опыт.

"Ударник" - потрясающий памятник архитектуры, это просто подарок, что музей будет в таком месте. Ведь музей сегодня включает в себя понятие "архитектурный бренд", и "Ударник" уже таковым является.

Открытие частных музеев в Москве - это совершенно нормальная практика. Это развитие старых добрых традиций. Например, Пушкинский музей, которому бы, я честно говоря, вернула имя Цветаевского, потому что это был бы важный шаг в признании нашей страной определенного долга перед прошлым. Так вот, во всех странах мира есть государственные закупки, они важны и серьезны, но вклад частных коллекционеров огромен. Взять хотя бы раздел частных коллекций Пушкинского. Третьяковская галерея была основана Третьяковым, и Исторический музей - частным коллекционером.

Современное искусство трудно для восприятия. Не только в нашей стране, везде. Очень важно, чтобы с ним встречались в детском возрасте, на этом сознательно построена система образования во всех цивилизованных европейских странах и в Америке. Тогда есть шанс, что какое-то количество (не обязательно все) людей будут любить современное искусство и будут развиваться вместе с ним. Современное искусство - это очень серьезный фактор развития человека. Я не могу сказать, хорошая я или плохая, но я точно вижу, как я меняюсь после встречи с большими художниками. И чем больше людей встречаются с искусством, любят его, тем больше людей становятся коллекционерами. Жить с искусством хорошо.

< Назад в рубрику