1 марта в азербайджанском райцентре Губа (Куба) на севере республики произошли массовые беспорядки. Волнения были спровоцированы заявлением начальника местной администрации Рауфа Хабибова, который пренебрежительно отозвался о жителях района. Обиженные граждане учинили погром в здании администрации и устроили несколько поджогов – в том числе сожгли дом Хабибова.
Для подавления беспорядков, в которых приняли участие сотни (по некоторым данным - тысячи) человек, властям пришлось вызывать внутренние войска. Однако в итоге дело закончилось победой жителей района. К вечеру они вынудили полицию отпустить задержанных в течение дня товарищей. Что касается Хабибова, то он, как стало известно, был снят с должности. После этого участники беспорядков согласились разойтись.
В произошедшем некоторые уже увидели намек на "арабскую весну". Пока, впрочем, о чем-то более серьезном, нежели конфликт местного уровня, говорить не приходится. Участники выступлений в Губе не распространяли свои претензии на руководство страны, а, напротив, заявляли о поддержке действующего президента Азербайджана Ильхама Алиева (некоторые даже принесли на акцию его портреты).
В то же время события в Губе продемонстрировали, что население располагает довольно сильным протестным потенциалом и что власть - в случае, если этот потенциал получает выход - оказывается далеко не столь сильной и уверенной, какой она хотела бы казаться. Для того чтобы навести порядок в Губе, пришлось привлекать внутренние войска, стягивать полицию из соседних районов. И даже в таких условиях власти в итоге пошли на уступки: согласились отпустить задержанных и уволить не в меру разговорчивого чиновника.
К вечеру 1 марта МВД и Генпрокуратура Азербайджана выступили с совместным заявлением, в котором дали произошедшему весьма осторожную оценку. Силовики не решились осуждать основную массу протестовавших, а вместо этого возложили вину на "некоторые деструктивные элементы" (не уточнив при этом, кого имеют в виду).
Скандальные заявления Хабибова прозвучали на прошлой неделе - когда он выступал на совещании по социальным вопросам. Глава района, как сообщалось, был не в духе из-за появившегося в интернете видеоролика, в котором перечислялась его (Хабибова) недвижимость, оформленная при этом на родственницу. В ходе совещания он назвал губинцев продажными и неблагодарными. "Губинцы продавали и свой народ, и свое государство, и свою землю, и свою семью. И все это за… 30-40 манатов", - цитирует его AZE.az (фактически эти обвинения, как поясняет журналист "Радио Свобода" Фарид Арифоглу, были основаны на претензиях по поводу нецелевого использования гражданами земельных участков, выделяемых для общественных нужд).
В ходе своей речи Хабибов ссылался на Коран (заявляя, что "когда молитесь - посмотрите направо и налево, чтобы понять с какими людьми рядом вы сидите"). А говоря о 30-40 манатах, чиновник, как полагает издание, намекал на пресловутые 30 сребреников, полученные Иудой .
Запись попала в интернет. И 1 марта последовала реакция: недовольные жители района пришли на митинг к зданию администрации, где работает Хабибов. Они потребовали, чтобы чиновник извинился, а затем ушел в отставку.
Можно спорить о том, были ли протесты стихийными или организованными. Однако сам скандал вокруг высказываний Хабибова в любом случае имел неплохой потенциал, который мог быть использован в различных целях: то ли "революционерами", желающими поднять волну протеста, то ли теми, кто, к примеру, имеет виды на занимаемый Хабибовым пост (и пользуется представившейся возможностью, чтобы добиться его отставки).
Появилась также версия, что протесты были направлены не столько против самого Хабибова, сколько против министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова (который считается покровителем Хабибова и имеет бизнес-интересы в Губинском районе). "Я полагаю, что за этим все-таки стоит кто-то очень могущественный из Баку, который хотел уязвить, или ослабить, или подставить министра транспорта Зию Мамедова, - рассуждает политолог Зардушт Ализаде. - Глава исполнительной власти его креатура, это все знают". Как отмечает эксперт, в Азербайджане сложилась своего рода "система ленных владений", по которой президент распределил районы между олигархами. "И вот Зия Мамедов получил в ленное владение Губинский район, там его фирма владеет и олимпийским центром. Главой исполнительной власти он назначил своего человека", - объясняет политолог. Ализаде отметил также, что недавно в одной из провластных газет вышла статья с резкой критикой в адрес Мамедова. Это, по мнению эксперта, было сигналом, что под министра "начинают копать".
По оценке "Радио Азадлыг" (местной службы "Радио Свобода"), в митинге - изначально мирном - приняли участие около тысячи человек. Издание Contact.az называло гораздо большую цифру - до десяти тысяч.
Когда у здания собралась толпа, Хабибов предпринял попытку объясниться. Он вышел к собравшимся и извинился, заявив, что губинцы "дороги ему". Митингующим, требовавшим его отставки, этих слов оказалось мало. Чиновника забросали яйцами, здание администрации - камнями. Группа протестующих ворвалась в здание и разгромила гостевую комнату.
Пресечь начинавшиеся беспорядки местная полиция не смогла. Собравшиеся приступили к поджогам. Они подожгли подсобные помещения администрации и чайхану. Был подожжен и дом Хабибова, расположенный возле местного спортивного комплекса (при этом противники главы района отгоняли от здания приехавших пожарных, мешая тушить огонь).
Разобравшись с домом Хабибова, толпа пригрозила сжечь его виллу, возведенную в зоне отдыха "Гечреш". В довершение митингующие предупредили, что в случае, если их товарищи, задержанные за беспорядки с утра 1 марта, не будут освобождены, то гореть будут все госучреждения города.
Разогнать толпу пыталась полиция, был применен слезоточивый газ. Однако в районном управлении полиции констатировали, что беспорядки продолжаются. "Пока мы собственными силами стараемся держать ситуацию под контролем, но ждем подмоги", - заявил представитель управления Азер Рзаев.
В райцентр между тем уже стягивались дополнительные силы полиции и внутренних войск. По информации Contact.az, полицию в Губу перебрасывали из всех соседних районов. Была также замечена следовавшая в город автоколонна - бронетехника (несколько БТРов), водометы и десять грузовиков с солдатами. В мятежный город спешно прибывало и высокое начальство: приехал министр транспорта Зия Мамедов, депутат парламента от Губинского района Вахид Ахмедов, представитель администрации президента Зейнал Нагдалиев.
О главе района Рауфе Хабибове тем временем распространялись слухи, что он из района выехал.
После того как перед участниками беспорядков выступил министр транспорта (он извинился за высказывания Хабибова и пообещал, что в связи со скандальными заявлениями будет проведено расследование), обстановка вроде бы немного разрядилась. По информации ANSPRESS, после выступления министра собравшиеся начали расходиться.
Однако затем беспорядки вспыхнули вновь - уже у здания полиции, где жители района требовали освободить задержанных товарищей (всего в течение дня, как сообщалось, были задержаны около 20 человек). Начались стычки со стянутыми туда военнослужащими внутренних войск. Толпа забрасывала их камнями. Военные, со своей стороны, использовали слезоточивый газ, дубинки и резиновые пули. Толпа была рассеяна, однако затем, как сообщало "Радио Азадлыг", собралась вновь. При этом число собравшихся, по данным радиостанции, выросло уже до пяти тысяч человек.
Масштабных столкновений удалось избежать: власти предпочли пойти на уступки. Депутат Вахид Ахмедов, выступивший в качестве посредника, передал собравшимся слова главы МВД Азербайджана, что все задержанные будут отпущены. Люди, однако, отказывались расходиться, пока обещание не будет выполнено. Как сообщал "Кавказский узел", Ахмедов выводил из полицейского участка по несколько задержанных, пока, наконец, не были освобождены все.
Депутат также поговорил с кем-то по телефону, после чего объявил собравшимся, что глава района Рауф Хабибов снят с должности (позднее Ахмедов заявил журналистам, что возмутитель спокойствия сам подал в отставку). Новость была встречена с ликованием.
В довершение депутат пообещал (от чьего имени, не уточнялось), что в связи с событиями, произошедшими в Губе 1 марта, больше никто не будет задержан или арестован. После этого собравшиеся наконец разошлись. Обстановка в городе нормализовалась. Правда, на улицах, по информации "Кавказского узла" на вечер 1 марта, по-прежнему было много бойцов внутренних войск. Вокруг здания полиции оставалось оцепление в несколько сотен человек.
Официальные азербайджанские СМИ, как отмечает Contact.az, события на севере страны дружно замалчивали. К середине дня, по информации издания, о происходящем в Губе не сообщил ни один из азербайджанских телеканалов. Молчали, как отмечается, и сайты официальных газет. Как полагает Contact.az, это свидетельствовало о том, что руководство Азербайджана пока не решило, как именно ему следует реагировать на беспорядки.
Похожие наблюдения сделало "Радио Азадлыг". Как отмечает радиостанция, "в самом начале событий в Губинском районе завотделом общественно-политических связей администрации президента Али Гасанов сказал, что будет распространено сообщение администрации". Однако в течение дня официального сообщения так и не последовало.
Что касается заявления силовых структур (МВД и Генпрокуратуры), то оно появилось только к вечеру. Возможно, в Баку при этом учли опыт казахстанских властей, которым после жесткого разгона беспорядков в Жанаозене пришлось приложить довольно большие усилия, чтобы успокоить и задобрить местное население (создать новые рабочие места, обеспечить городу дополнительное финансирование, даже привлечь к ответственности полицейских, подавлявших беспорядки, и местных чиновников, уличенных в коррупции).
Азербайджанские власти, очевидно, решили с самого начала продемонстрировать, что они на стороне местного населения. МВД и прокуратура умудрились даже похвалить жителей района, заявив, что акция изначально "не была направлена на нарушения правопорядка и носила характер поддержки государственности". Вину за то, что акция переросла в беспорядки, силовики возложили на "некоторые деструктивные элементы, примкнувшие к мероприятию и занимавшиеся подстрекательством". МВД и прокуратура сообщили, что в связи с событиями в Губе возбуждено уголовное дело. Номер конкретной статьи при этом они не назвали.
В свою очередь, оппозиция отреагировала на беспорядки с большим оживлением. В социальных сетях, как отмечает "Радио Азадлыг", стали распространяться сообщения о том, что на следующий день (2 марта) в различных регионах пройдут акции протеста - "в знак солидарности" с губинцами. Со специальным заявлением выступил альянс "Общественная палата" (который объединяет различные оппозиционные движения). Он объявил, что требования жителей района обоснованны и что беспорядки - "результат антинародной политики властей". ОП добавила, что Азербайджан "больше не может управляться прежними методами" и что стране необходимые масштабные реформы.
Год назад азербайджанская оппозиция, вдохновившись "арабской весной", сама пыталась поднять волну протестов. В Баку прошли митинги, которые власти без особого труда разогнали. В итоге "азербайджанской весны" не получилось. Как полагает политолог Зардушт Ализаде, в нынешней ситуации использовать недовольство населения оппозиции также не удастся. "Оппозиционные силы мечтают об этом, но у них нет того механизма влияния на население, который имеется у нашей абсолютно мафиозированной власти", - считает эксперт. По словам политолога, сказывается многолетняя политика ослабления оппозиции, проводимая руководством страны. В результате действующей власти, по мнению Ализаде, противостоят "абсолютно маргинальные люди - может быть, даже очень честные, может, даже очень верные народу", но лишенные реальных контактов с населением и реальной силы.
Руководство Азербайджана, со своей стороны, неизменно заявляет, что "революция" в стране невозможна (после беспорядков вице-спикер парламента Азербайджана Бахар Мурадова уже поспешила заявить, что с "революцией" произошедшее не имеет ничего общего). Между тем события на севере страны - которые вообще-то вполне могли бы быть и эпизодом "азербайджанской весны" - продемонстрировали, что власти к масштабным протестам не готовы. В Губе власть фактически капитулировала перед участниками беспорядков, выполнив все их требования.
В такой ситуации, конечно, всегда остается возможность переложить вину на внешних врагов (таковыми в азербайджанской пропаганде считаются прежде всего армяне). Недавно Ильхам Алиев как раз предложил классификацию тех, кто "недолюбливает Азербайджан". В свой список президент включил: (1) "мировое армянство и находящихся под его влиянием двуликих политиков", (2) "не признающих проведение Азербайджаном независимой политики" и (3) "завистников".
Теперь азербайджанские силовики должны по идее как-то расследовать события в Губе (по возможности не раздражая при этом местное население и не подрывая авторитет власти). Впрочем виновник ("некоторые деструктивные элементы") уже назван. Властям остается, наверное, только выбрать, к какой из названных президентом категорий эти "элементы" отнести.