В начале февраля с подачи премьер-министра России Владимира Путина группа ВТБ объявила, что выкупит акции участников народного IPO 2007 года. Многие восприняли это как шутку: к процедуре прецедентного для России "бай-бэка" возникало слишком много вопросов. Но уже в начале марта банк "ВТБ-24", уполномоченный на выкуп акций, опубликовал оферту, а также заявил СМИ, что к обратному выкупу все готово.
То, что многие не восприняли всерьез готовность ВТБ выкупить акции, выпущенные в ходе народного IPO (первичного размещения акций) 2007 года, вполне объяснимо. Миноритарии банка добивались этого в течение пяти лет - с лета 2007 года, когда ценные бумаги упали почти в два раза. Глава банковской группы Андрей Костин называл участников народного размещения акций "своей головной болью", вопрос неоднократно обсуждался, но с места не двигался.
Когда 2 февраля 2012 года на форуме "Россия 2012" премьер-министр России Владимир Путин дал поручение ВТБ проработать вопрос о выкупе акций, а банковская группа согласилась это сделать, возникли уже технические вопросы. Как ВТБ собирается "отсекать" участников народного IPO от остальных акционеров, хотя это прямо запрещено законодательством? Сколько придется потратить и из каких средств? Не наживется ли кто-то третий на "бай-бэке"? Эти и другие подводные камни создавали ощущение, что об идее обратного выкупа забудут после выборов. Но этого не произошло - в течение трех недель идея постепенно обрастала практическими решениями, пока, наконец, все параметры и подробности обратного выкупа не стали ясны.
Первые подробности стали появляться в середине февраля. Выяснилось, что оператором по выкупу ценных бумаг у народных акционеров ВТБ станет розничный банк группы - "ВТБ 24". Таким образом ВТБ собирается избежать конфликта с законодательством, согласно которому компания не может делать предложения по выкупу только одной группе акционеров, а должна делать всем сразу. "ВТБ-24", в свою очередь, может объявлять оферту на любых условиях. Кроме того, "ВТБ 24" был агентом по продаже ценных бумаг группы в ходе IPO 2007 года.
Стало известно и о способах "отсечения" - сначала деловая пресса написала, что "ВТБ 24" будет выкупать акции не более чем на 500 тысяч рублей для каждого участника IPO, а позже эта информация получила официальное подтверждение. Вскоре появились и примерные сроки планируемой процедуры - премьер-министр Владимир Путин заявил, что ценные бумаги должны быть выкуплены до 1 мая, а президент "ВТБ-24" Михаил Задорнов пообещал объявить о "бай-бэке" в течение месяца.
Вскоре выяснилось, что ВТБ будет выкупать акции из собственных средств. Видимо, такое решение было принято после того, как несколько чиновников резко высказались против идеи потратить на эти цели деньги налогоплательщиков. Тогда же появилась информация, что акции будут выкуплены по цене размещения 2007 года - 13,6 копейки. Таким образом, миноритарии продадут ценные бумаги за столько же, за сколько их купили пять лет назад.
Оферту "ВТБ-24" опубликовал в "Российской газете" второго марта. На половине листа изложены параметры и условия предстоящего выкупа акций. В тот же день Михаил Задорнов созвал пресс-конференцию, в ходе которой постарался разъяснить остававшиеся непонятными моменты.
К обратному выкупу приглашены как юридические, так и физические лица. Они могут быть как резидентами, так и нерезидентами России - главное, чтобы они были участниками народного IPO. Они должны были приобрести акции до 24 мая 2007 года, а также являться собственником ценных бумаг на 1 февраля 2012-го. При этом акционеры, купившие ценные бумаги в мае 2007-го, потом продавшие их, и снова купившие до февраля 2012-го, также могут участвовать в "бай-бэке". Таким образом "спекулянты", которые, возможно, приобретали акции ВТБ на информации о грядущем обратном выкупе, оказались "отсечены". Те, кто покупал ценные бумаги уже летом 2007-го и позже (то есть дешевле цены IPO), в обратном выкупе также не смогут участвовать.
Выкуп начнется 12 марта и закончится 13 апреля. За это время участники IPO обязаны явиться в офисы "ВТБ 24" и подписать, по словам Задорнова, "два листа бумаг". В банке обещают зачислить акционерам деньги до 1 мая 2012 года. Исключение составляют только те, кто сам не покупал акции, но вступил в права наследования ими до 13 апреля 2012 года. Такие акционеры также могут поучаствовать в обратном выкупе, но им деньги обещают вернуть в течение двух месяцев.
Пересмотрели в ВТБ и возможные затраты на "бай-бэк". По последним данным, они составят 13 миллиардов рублей. Ранее называлась сумма в 15-18 миллиардов. Уменьшение связано с тем, что в "ВТБ 24" пересчитали число потенциальных участников выкупа. В настоящее время в реестре акционеров ВТБ находится порядка 114 тысяч миноритариев, купивших акции в ходе народного IPO. Из них подавляющее большинство сохранило свои пакеты акций на первое февраля, но в "ВТБ 24" ожидают не более 95 тысяч участников. Именно столько людей сохранили пакеты на сумму более тысячи рублей. По мнению Задорнова, человек с меньшим пакетом акций вряд ли захочет проходить процедуру обратного выкупа.
"ВТБ-24" с легкостью справится с "наплывом клиентов" в связи с обратным выкупом, обещает Задорнов. По его словам, ожидается увеличение нагрузки не более чем на пять процентов для Москвы, где проживает почти 34 тысячи народных акционеров, и не более трех процентов для регионов. Задорнов отметил, что акционерам рассылаются письма с информацией об оферте.
Как и следовало ожидать, без некоторых "блох" процедура выкупа акций у народных акционеров не пройдет. Первое - это ограничение на 500 тысяч рублей. По словам Задорнова, такая сумма отсечения была установлена для того, чтобы большинство участников народного IPO могло возместить свои убытки. В то же время, президент "ВТБ 24" не смог точно сообщить, сколько человек имеют пакеты более 500 тысяч и, соответственно, могут посчитать, что их права ущемлены. На 2 марта в "ВТБ 24" за дополнительными разъяснениями обратилось три таких акционера.
Второе - это ущерб для самого ВТБ. Расходы на обратный выкуп не будут засчитываться как прямой убыток, они будут позже списаны на уменьшение капитала банка. Впоследствии, по словам президента "ВТБ 24", выкупленные у миноритариев акции планируется снова продать, но уже по рыночной цене. В свою очередь, капитал банковской группы будет уменьшен на разницу между ценой проданных на рынке акций и затрат на выкуп. Задорнов не смог точно сказать, когда ВТБ будет продавать выкупленные у миноритариев акции, уточнив, что это будет зависеть от ситуации на рынках.
В настоящее время ценные бумаги ВТБ торгуются на ММВБ-РТС по цене 7,2 копейки за штуку. Несложные расчеты показывают, что если банковская группа реализует выкупленные у миноритариев акции по такой стоимости, потеря капитала составит около шести миллиардов рублей. Для ВТБ это небольшая потеря, но как отреагируют на это рынки, сказать сложно. В целом инвесторы не очень позитивно встретили новость о "бай-бэке": в период со 2 по 10 февраля акции ВТБ "просели", подешевев с 7,3 до 7 копеек, но позже начали расти. После объявления оферты 2 марта они снова начали падать в цене: за день бумаги подешевели на 1,17 процента.
И все-таки самая острая тема, поднятая журналистами на пресс-конференции - роль Владимира Путина в предстоящем выкупе. Не секрет, что многие рассматривают его поручение как предвыборный шаг - таким образом премьер-министр и кандидат в президенты мог бы завоевать себе дополнительные сто тысяч голосов. С другой стороны, и ВТБ, и сам Путин такое мнение стараются опровергнуть.
9 февраля премьер заявил, что "это самостоятельное решение менеджмента ВТБ, принятое без какого-либо давления". Он также отметил, что "для сохранения деловой, коммерческой репутации в глазах общества и инвесторов руководство банка приняло очень справедливое, я бы сказал - морально выверенное решение".
Михаил Задорнов также отметил в ходе пресс-конференции второго марта, что решение о "бай-бэке" не связано с политикой, и замечание прессы, что объявление о выкупе сделано за день до президентских выборов, не имеет смысла. Он призвал не искать теории заговора там, где ее нет. Но речь не о теории заговора: просто для тех же рынков было бы понятнее, если бы банк, пускай и государственный, руководствовался выгодой основных акционеров, а не неожиданным поручением премьер-министра.