Зарубежные издания сопровождали свои материалы о выборах президента в России фотографией плачущего Путина на Манежной площади и такими словами, как "царь" и "коронация", однако основным тезисом статей стала дестабилизация, которая грозит России при третьем сроке Владимира Путина.
"Владимир Путин выиграл битву 4 марта. Но он проиграл войну", - прокомментировал британский The Daily Telegraph итоги президентских выборов в России.
О том, что реальная власть Путина становится все слабее и слабее, за рубежом писали и до 4 марта - в том числе на обложках уважаемых еженедельников. Так, "русофобский", по мнению Дмитрия Пескова, журнал Time назвал Путина "Невероятно уменьшающимся премьер-министром", а The Economist озаглавил свой номер "Начало конца Путина". Та же риторика сохранилась и после выборов - несмотря на то, что премьер-министра, как и раньше, журналисты называли "царем".
"Никто в России не сомневался в исходе воскресных президентских выборов. Триумф Владимира Путина был ожидаем. <...> Вопрос в Москве сейчас таков: как долго он продержится?" - пишет The Washington Post в статье "Конец путинизма", посвященной, в частности, сравнению политической ситуации в России и Китае. В другом материале, посвященном выборам, издание замечает, что Путин возвращается на президентский пост с "ослабленной сильной рукой" и что многие его соотечественники куда более напористы и амбициозны, чем 12 лет назад.
"Владимир Путин рискует получить свой третий мандат в непростой обстановке", - вторит The Washington Post французская Le Figaro.
The Wall Street Journal в статье под названием "Коронация Путина" (о коронации же говорит и итальянская Corriere della Sera) отмечает, что победа "кремлевской машины", как бы иронично это ни звучало, может означать дестабилизацию ситуации в России. А как отмечает BBC News, потребуется больше, чем "наспех инсценированные выборы", чтобы убедить скептиков в том, что за спиной Путина и вправду находится вся страна.
О том же пишет и немецкий Der Tagesspiegel в статье Владимир Путин: слабый победитель". В ней говорится о том, что третий срок будет сложным и что слабый Путин непредсказуем в политике. А Sueddeutsche вообще называет свой материал о выборах "Когда победа не победа".
Журналист The Guardian Люк Хардинг, которого в феврале 2011 года выслали из Москвы, предсказывает, что путинский антиамериканизм и агрессивно-советская ксенофобия продолжат негативно влиять на международные отношения. Многие лучшие россияне покинут страну, предсказывает Хардинг, а российская политика уже сейчас входит в период неопределенности. "Но можно предположить, что Путин продолжит гнуть свою линию, как и те, кто противостоят ему", - заключает журналист, знакомый с российской ситуацией не понаслышке.
Победа Путина (вне зависимости от наличия или отсутствия фальсификаций и нарушений) не удивляет западных журналистов, как не удивила она и организаторов прокремлевских акций в Москве.
"Результат никогда не ставился под сомнение: весь день на Манежной площади, за пределами Кремля, шли приготовления для победного митинга. Тысячи сторонников, многих из которых привезли на автобусах из провинции, собрались при температуре ниже нуля, чтобы помахать флагами - картина, призванная показать, что Путина все еще по-настоящему поддерживают обычные россияне", - пишет британская The Independent. "Забавно, что победа Путина, который всегда казался ярым сторонником протокола, была объявлена так рано, еще до того, как голоса были подсчитаны", - продолжает эту тему BBC News.
О том, что победа Путина ни у кого не вызывала сомнений, пишет и The New York Times.
Британский The Guardian, для которого накануне выборов написала колонку о российских протестах Маша Гессен, посвятил президентским выборам несколько материалов (два из них касаются исключительно сообщений о фальсификациях: 1, 2; о них же пишет и The Daily Telegraph). В статье от редакции издание задается вопросом о том, насколько мудрым для Путина - который в любом случае победил бы - было свозить в Москву автобусы своих сторонников (как для голосования, так и для митинга). Масса народа и большое количество полиции - не лучший способ, по мнению The Guardian, добиться единства, о котором Путин говорил в своей победной речи. Сам митинг на Манежной площади другое британское издание - The Times - называет "удивительно безмолвным" (muted).
В обзорной статье про все, что произошло в России 4 марта (веб-камеры, беспрецедентные меры безопасности, Манежная площадь, слезы премьер-министра, мнение Навального про нелегитимность выборов, заявление Говорухина о честности кампании и т.д.), The Guardian отмечает, что на "беспокойном Кавказе по традиции высказали единодушную поддержку Путину".
При этом ряд изданий отмечает небывалую гражданскую сознательность россиян, которые в массовом порядке записывались в наблюдатели на выборах. The New York Times, The Independent и Le Figaro даже посвятили им отдельные материалы.
В связи со слухами о фальсификациях и установкой веб-камер любопытно мнение итальянского депутата Маттео Мекаччи, который находился в Москве с миссией ОБСЕ. Мекаччи считает, что веб-камеры совершенно бесполезны, так как по ним можно проконтролировать только чтобы никто не украл урну, но не содержимое, пишет La Repubblica.
Впрочем, самый характерный взгляд на российские выборы представляет итальянская La Stampa. "Наблюдение за российскими выборами вызывает чувство легкого головокружения: внешние формы демократии сочетаются с царскими и авторитарными государственными структурами", - пишет корреспондент газеты.
Как бы то ни было, все издания соглашаются в том, что фальсификации не повлияли на результаты Путина, и он в любом случае победил бы в первом туре.
В том, что касается перспектив нового президентского срока Путина, западную прессу интересуют в первую очередь, конечно же, вопросы международной политики. В статье "Коронации Путина" The Wall Street Journal обращает внимание на то, что во время своей избирательной кампании Путин разыграл антиамериканскую карту, обвиняя Вашингтон в организации протестов. В другой статье это же издание предполагает, что антиамериканская риторика после выборов смягчится. "Путин и другие российские чиновники уже начали осторожно дистанцироваться от Асада", - замечает The Wall Street Journal.
"Запад может ожидать, что Путин продолжит резкую политику, которую он не прекращал, даже будучи премьер-министром, в том числе противостояние планам США построить систему ПРО в Европе и противодействие вторжению международных войск в Сирию", - отмечает американский еженедельник Time.
"Выбор Путина предполагает, что Запад вынужден будет продолжать иметь дело с политиком подозрительным, стремящимся к конкуренции и жаждущим восстановить образ могучей России, но при этом до сих пор неспособным реализовать разнообразные реформы и остановить коррупцию, процветающую в государственных структурах", - пишет испанская El Pais.
Говоря об итогах российских выборов, западные СМИ в большом количестве цитируют представителей российской оппозиции - как системной (в том числе кандидатов в президенты), так и несистемной (Навального, Удальцова, Собчак и т.д.), и ожидают массовых выступлений вечером 5 марта на Пушкинской площади. "И прямо как Аль Капоне в итоге был посажен в тюрьму за уклонение от налогов, так и российские потенциальные революционеры рассматривают фальсификации на выборах как обвинение, за которое, как они надеются, когда-нибудь можно будет осудить Путина", - пишет корреспондент канадского The Globe and Mail, побывавший на заседании оппозиционеров в Мастерской.