Россия
16:05, 5 марта 2012

В осажденной крепости Репортаж из штаба "Росвыборов" в клубе-театре "Мастерская"

Пока Владимир Путин вместе со сторонниками праздновал победу на Манежной площади и плакал, внесистемная оппозиция свыкалась с его приходом на третий срок в расположенном неподалеку клубе-театре "Мастерская". Поскольку центр города вечером 4 марта был фактически оккупирован полицией, то засевшие на Театральном проезде оппозиционеры чувствовали себя как в осажденной крепости.

В "Мастерской" еще в 12 часов дня начал работу информационно-аналитический центр "Росвыборы". Его организовал Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального. Замысел состоял в том, чтобы собирать информацию о ходе президентских выборов от наблюдателей "Росвыборов", а затем анализировать ее при помощи приходящих в центр политиков, экспертов и журналистов.

На театральной сцене, которая больше привыкла к спектаклю Алексея Паперного "Река", чем к политическим дискуссиям, поставили столы и огромный баннер "Росвыборов". На сцене то и дело сменялись спикеры, которых из зрительного зала слушали журналисты. Происходящее в театре передавалось на экран в большом зале клуба и в интернет на сайт "Росвыборов".

Гостей и журналистов бесплатно кормили легкими закусками, поили чаем и кофе. В первые часы работы в центре обсуждали многочисленные нарушения, делились слухами и шутили.

Майкл Макфол. Фото РИА Новости, Григорий Сысоев
Lenta.ru

- Вы знаете, что посол США Майкл Макфол написал в твиттер "Выборы нелегитимны из-за многочисленных нарушений?" Очевидно, его взломали!
- Почему вы так уверены?
- Потому что иначе это же дипломатический скандал!
- Но ведь и Макфол дипломатом стал совсем недавно, а до этого был политологом.

Такой светский диалог вели спецкор "Коммерсанта" Олег Кашин и корреспондент The Wall Street Journal Александр Коляндр. Вышедший из театра член оргкомитета митингов "За честные выборы" Юрий Сапрыкин показал, что его в "твиттере" как раз добавил аккаунт посольства США, и пообещал всем желающим составить протекцию.

С течением дня благостное настроение публики постепенно улетучивалось, выборы подходили к концу, и оппозиционерам становилось ясно, что ничего хорошего их не ждет. Незадолго до 20:00 на сцене появилась телеведущая Ксения Собчак, продемонстрировавшая собравшимся 18-летнюю девушку, которой предлагали 5 тысяч рублей за голосование в карусели. Нашла ее Собчак после того, как отобрала у председателя одной из участковой комиссий список голосовавших на участке по письменному заявлению.

После того как закрылись участки в Москве, на сцену вышли писатель Борис Акунин и Навальный. Они оба, а особенно Навальный как хозяин салона, излучали оптимизм.

"Фальсификации - это эпиграф третьего путинского срока. Мы подняли корягу, под ней зашевелились сколопендры, и мы будем продолжать их разоблачать, а они - пятиться назад. Ветер уже задул в другую сторону", - сказал Акунин.

Навальный, намекая на большое число нарушений даже в Москве, добавил, что корягу-то подняли, но "сколопендры не бегают в панике, а стоят с транспарантом "Да, мы сколопендры, и что?" и машут им".

"В обществе нет противостояния, - убеждал Акунин ведущую диалог Тоню Самсонову. - Оно было бы, существуй та же Поклонная. Но это ведь потемкинская деревня, выстроенная ради одного зрителя, который смотрит в зеркало, чтобы оно рассказывало ему, кто на свете всех милей".

В этот момент в "Мастерскую" быстрой походкой зашел один из лидеров "Солидарности" Илья Яшин. Он заметно нервничал, руки его находились в постоянном движении. Он не понаслышке знал о том, что такое противостояние в обществе: 5 декабря после выборов в Госдуму, когда Акунин еще не выходил на площади, Яшин с Навальным и многими другими участниками шествия к ЦИКу были задержаны.

"Разоблачили сегодня забавную карусельку", - сказал он, садясь за стол. О каруселях в клубе в этот вечер говорили решительно все, поскольку масштаб фальсификаций никого не оставил равнодушным. Многие ожидали, что неоднократно говоривший о необходимости честных выборов Путин хотя бы в Москве обеспечит видимость голосования без нарушений.

Приехавший в "Мастерскую" журналист "Большого города" Григорий Охотин рассказывал мне, что власти изменили принцип фальсификаций, попытавшись представить их максимально легально, но их масштаб не уменьшился. "На окраинах было массовое голосование по заявлениям, которые были поданы за 3 часа до окончания регистрации. Так, в Строгино около 6 тысяч рабочих проголосовали, фактически сорвав нормальную работу участков. То же самое было в Отрадном, на "Аэропорту" и много где еще. А в центре больше использовали открепительные", - рассказал Охотин.

"Если они пойдут на силовой сценарий, то они подпишут себе смертный приговор", - поставленным голосом сказал Яшин кому-то в трубку и вышел из клуба.

Тем временем Навальный со сцены озвучивал свой идеальный вариант развития событий: политическая реформа сразу, в течение года досрочные выборы в парламент, в течение двух лет досрочные выборы президента. "У демократии в России появилась база. Авторитарная система деградирует и будет продолжать деградировать. Демократия в России победит", - закончил на бравурной ноте писатель Акунин.

После 9 вечера, когда стали известные первые данные Центризбиркома о том, что Путин побеждает с результатом, превышающим 60 процентов, настроение находившихся в аналитическом центре заметно ухудшилось.

"То, что произошло с Путиным, происходит со всеми алкоголиками. Когда они решают бросить пить, то ставят перед собой стакан и сначала пьют маленькими глотками, по чуть-чуть, а потом не выдерживают и одним махом выпивают все до дна", - описал победу Путина в первом туре один из членов оргкомитета митингов "За честные выборы" Сергей Пархоменко.

"Это пиррова победа! Чудовищная ошибка всех автократических режимов. После такого люди неминуемо выйдут на улицы, а правителю придется уйти. Либо самому, либо его увезут на лафете. Или на тележке", - говорила главред журнала The New Times Евгения Альбац.

Националист Владимир Тор весь вечер просидел в одиночестве (иногда к нему подсаживались журналисты) за
столиком, попивая не уместную в такой ситуации водку, а легкий летний напиток - сангрию. Он уверял меня, что будущее за национал-демократической партией, которую сам и намерен в ближайшее время создать. "Путину осталось не больше трех лет", - пообещал Тор. По его мнению, сметет нового президента народная волна, которая неминуемо поднимется после очередной техногенной катастрофы вроде аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

В "Мастерской" к этому моменту побывали практически все видные оппозиционеры, и общественные деятели и журналисты. Приходили журналисты Андрей Лошак, Дмитрий Муратов, Филипп Дзядко, депутаты Геннадий Гудков и Илья Пономарев, политики Елена Лукьянова и Владимир Милов, доверенное лицо Михаила Прохорова, его сестра Ирина. Арт и PR-директор "Мастерской" Варя Турова радовалась и ворчала, что впервые в жизни все пришли не в заведения на Никитском бульваре, а в ее клуб.

Владимир Путин на Манежной площади. Фото Reuters
Lenta.ru

Темы для обсуждения постоянно менялись. После того, как Путин выступил перед сторонниками на Манежной площади, все мысли и шутки касались того, что премьер заплакал. В социальных сетях писали, что премьер "замироточил" или "у него потек ботокс".

"Если мне покажут фильм про собачек, я тоже буду плакать. А Путин вместо собачек использует внутренние войска! Столько войск Москва не видела с 1993 года. Вот он смотрел на это все и думал, до чего же он довел это все и плакал", - прокомментировал вышедший к журналистам Навальный.

Ближе к ночи куда более актуальной темой, чем карусели и слезы Путина (по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, причиной премьерских слез был ветер), стала предстоящая 5 марта акция протеста оппозиции на Пушкинской площади.

Почти все политики и журналисты, как на сцене, так и в кулуарах, высказывали убежденность в том, что фальсификации и победа Путина в первом туре выведут на улицы Москвы еще больше людей.

"Завтра будет мирный митинг, у нас бег на длинную дистанцию, и мы будем организовывать куда более массовые акции, чем завтрашняя. Прорывать цепи мы не будем, у нас есть право на мирный протест", - говорил Навальный. Яшин был более решителен и не исключал, что в марте ему, как и в декабре, придется спать на шконке в спецприемнике №1. И только французская журналистка RTL Мадлен Леруа продолжала возмущаться фальсификациями: "У нас во Франции такие вопиющие нарушения невозможны! Как вы можете быть такими спокойными, как можно к этому привыкнуть?"

< Назад в рубрику