Армянский авиационный монополист "Армавиа" заявил о готовности начать процедуру банкротства, если базовый аэропорт не предоставит ему скидки и льготы. Авиаперевозчик не может договориться с аргентинской компанией, управляющей аэропортом. Кроме того, "Армавиа" задолжала россиянам. Некоторые СМИ видят в действиях перевозчика шантаж, другие говорят о своеобразной предпродажной подготовке.
Наличие давно "зависших" долгов различным компаниям и структурам, похоже, является одной из особенностей работы "Армавиа". О первой серьезной задолженности авиакомпании, созданной бизнесменом Михаилом Багдасаровым и российским перевозчиком "Сибирь" в 2002 году, стало известно в 2005-м. Тогда возник конфликт с налоговыми органами.
У "Армавиа" обнаружилась задолженность по налогам в два миллиона долларов. По данным СМИ, тогда развитием компании занималась именно "Сибирь", которая активно использовала собственный опыт, связанный с эксплуатацией иностранной техники и организацией бизнес-процессов. О размерах инвестиций участников не сообщалось.
В 2005 году "Сибирь" продала свой 70-процентный пакет акций "Армавиа" Багдасарову, который с того момента стал главным собственником авиаперевозчика, и конфликт вокруг начисленной налоговиками задолженности вскоре разрешился. Некоторые увидели в этом намек на связи Багдасарова с властями Армении, другие посчитали, что россияне просто потеряли интерес к этому бизнесу. В подтверждение первой точки зрения говорил и тот факт, что "Армавиа" достаточно быстро заняла положение национального перевозчика Армении.
С 2005 по 2009 год компания активно росла, расширяя маршрутную сеть и увеличивая парк самолетов. К 2011 году авиакомпания выполняла 102 рейса в неделю по 35 направлениям в 20 стран мира. Кроме "Армавиа", в стране есть еще один перевозчик - Air Armenia, но он работает в основном в VIP-сегменте. В то же время кризис, начавшийся в 2009 году, не мог не сказаться на "Армавиа" - началось снижение пассажиропотока. По итогам 2011 года показатель составил 700 тысяч человек - что несколько меньше, чем в 2010-м.
6 марта 2012 года долги "Армавиа" стали причиной запрета полетов авиаперевозчика в Россию. Росавиация запретила полеты компании из-за задолженности перед ФГУП "Корпорация воздушного движения", которая организует аэронавигационное обслуживание. По данным СМИ, сумма долга составила 178 тысяч долларов. Но в тот же день Росавиация получила гарантии оплаты долга и разрешила полеты авиакомпании до 20 марта.
В 2001 году аэропорт Еревана, "Звартноц", был передан аргентинской компании "Аэропуэртос Архентина 2000" в управление на 30 лет. Аргентинцы обязались инвестировать в развитие инфраструктуры аэропорта. Они также получили право устанавливать тарифы на обслуживание самолетов на земле.
Борьба между управляющей компанией аэропорта "Звартноц" и "Армавиа" обострилась в 2011 году. Авиакомпания требовала снизить оплату услуг, аэропорт, в свою очередь, настаивал на выплате накопившейся задолженности. "Звартноц" является базовым аэропортом для авиаперевозчика - из него "Армавиа" совершает большинство рейсов на международных направлениях. В авиакомпании отмечали, что рассчитывают на дополнительные льготы, поскольку носят статус национального перевозчика.
Менеджмент "Армавиа" неоднократно заявлял, что управляющая компания требует непосильной платы от авиаторов - по многочисленным заявлениям самого Багдасарова и пресс-службы компании, цена услуг "в три раза выше, чем в Москве". В "Армавиа" говорили, что снижение тарифов компании обещали после ввода в эксплуатацию нового терминала в четвертом квартале 2011 года, но когда это произошло, плата не была уменьшена.
В свою очередь, менеджмент аэропорта "Звартноц" утверждал, что "Армавиа" уже была предоставлена значительная скидка. В ноябре 2011 года стороны договорились, что до конца года авиаперевозчик погасит задолженность перед аэропортом Еревана. Сообщалось, что сумма долга составляет около пяти миллионов евро.
Но уже 6 марта 2012 года "Армавиа" объявила бессрочную забастовку до тех пор, пока тарифы на обслуживание самолетов не будут снижены. Несколько сотен пассажиров оказались брошены в аэропорту, многие из них были вынуждены сдать билеты. 9 марта Михаил Багдасаров заявил, что компания инициирует процедуру банкротства и прекратит полеты навсегда, если аэропорт не снизит цены на билеты на 25 процентов. Он также обозначил крайний срок переговоров - 13 марта, хотя, по словам бизнесмена, авиаперевозчик готов обанкротиться уже сейчас.
Не исключено, что причиной беспрецедентного ультиматума, выдвинутого "Армавиа" аэропорту, действительно стали финансовые трудности авиакомпании. По данным источников "Коммерсанта" в авиационной отрасли, финансовое положение перевозчика действительно "вызывает много вопросов", а свою отчетность "Армавиа" не раскрывает.
Местные СМИ имеют два основных предположения по поводу происходящего. Так, некоторые полагают, что конфликт достаточно серьезен и заключается в столкновении местных бизнесменов, привыкших опираться в своей деятельности в основном на связи и административный ресурс, и западного бизнеса, построенного на принципах эффективности.
Некоторые предполагают, что "Армавиа" занимается своего рода шантажом. В случае ее банкротства у Армении не останется крупного перевозчика на международных рейсах, а пассажиры окажутся брошены в аэропортах. Как следствие, против такого варианта развития событий могут выступить власти, давление которых вынудит "Звартноц" пойти на уступки.
Вторая распространенная версия - предпродажная подготовка. Сам Багдасаров ранее косвенно подтверждал интерес крупного бизнеса к его авиакомпании - в ходе пресс-конференции он заявлял, что "есть влиятельные люди", которые намерены заполучить "Армавиа". В таком случае своего рода давление было организовано уже на самих собственников национальной авиакомпании.
Стоит отметить, что подобные конфликты между аэропортами и авиаперевозчиками не являются редкими для стран бывшего СССР, но чаще всего они заканчиваются взаимными уступками. Кроме того, обычно в них участвуют авиакомпании, не имеющие статус национальных. В случае же с "Армавиа" речь идет не просто о крахе местной авиакомпании - фактически, Армения потеряет большую часть своего рынка международных авиаперевозок. И не исключено, что его могут занять иностранные авиакомпании, в том числе и российские. К слову сказать, их в "Звартноце" больше десяти, в том числе и "Аэрофлот".