В начале марта журнал Forbes опубликовал свой традиционный список мировых миллиардеров. Как и всегда в последние годы, на вершине оказались мексиканский магнат Карлос Слим и основатель Microsoft Билл Гейтс. В российской же части рейтинга изменения оказались более значительными: впервые самым богатым жителем страны назван владелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов.
С публикации журнала Forbes обычно начинается "сезон рейтингов": через несколько месяцев станут доступны мировые рейтинги по компаниям — как по всей экономике, так и по отраслям, как по капитализации, так и по выручке; с весны до осени будут публиковаться разнообразные списки, ранжирующие компании по стоимости брендов.
В России "сезон рейтингов" раньше продолжался российской подборкой самых богатых бизнесменов от Forbes (выходит в майском номере) и многочисленными рейтингами от журнала "Финанс". В 2011 году главный конкурент Forbes на российском рынке закрылся, так что у американского издания оказалась практически монополия на рейтинги — особенно те, которые связаны с подсчетом денег конкретных людей.
Впрочем, в мировом масштабе гегемонию журнала попыталось нарушить агентство Bloomberg, которое с самого начала марта активно пиарит свой "индекс миллиардеров". Его отличие от журнального в том, что он пересчитывается в режиме онлайн и зависит от котировок акций компаний в реальном времени. Правда, Bloomberg пока потянул только двадцатку мировых миллиардеров - Forbes же считает состояние более чем тысячи человек.
Тем не менее, даже по двадцатке можно судить, насколько сильно отличаются рейтинги Bloomberg и Forbes. Да, тройка лидеров и там, и там та же (Карлос Слим, Билл Гейтс, Уоррен Баффет), но вот дальше уже начинается интересное. Четвертое место в списке Bloomberg занимает основатель IKEA Ингвар Кампрад, а вот у Forbes в рейтинге самый знаменитый шведский бизнесмен вместе с семьей оказался на... 377 месте! В агентстве считают, что Кампрад за свою жизнь накопил около 43 миллиарда долларов, в журнале — что три миллиарда.
В Forbes объясняют: большую часть своего состояния Кампрад передал в благотворительные фонды, так что формально он не может считаться "супербогачом". Но даже на пике богатства — в 2007-2008 годах — Forbes не давал Ингвару Кампраду больше 31-33 миллиардов долларов.
В Bloomberg полагают, что хоть IKEA и управляется через разнообразные фонды и трасты, контролируется компания все равно Кампрадом и его семьей, так что нет никаких оснований полагать, что состояние шведа меньше 40 миллиардов.
Остальные различия в рейтингах в топ-10 не так значительны: Forbes отдает четвертое место французу Бернарду Арно (LVMH), пятое — испанцу Амансио Ортеге (Zara). У Bloomberg Арно занимает пятое место, а Ортега — седьмое: между двумя европейцами втиснулся Ларри Элисон из Oracle.
По суммам состояний (за исключением Кампрада) два рейтинга схожи: расхождения не превышают мизерные для таких богачей одного-двух миллиардов долларов. И в журнале, и в агентстве полагают, что до Карлоса Слима и Билла Гейтса всем остальным очень далеко (их состояния оцениваются более чем в 60 миллиардов долларов, других участников рейтинга — менее чем в 50 миллиардов).
Есть в рейтингах и другое сходство: и в Bloomberg, и в Forbes полагают, что россияне к началу 2012 года не входили в рейтинг 20 самых богатых людей планеты. Кроме того, и журнал, и агентство утверждают, что самым богатым человеком России оказался не Владимир Лисин, как это было раньше, а Алишер Усманов, до этого никогда не занимавшего столь высокую позицию.
У трех самых богатых людей России в профайле на сайте Forbes в качестве основного источника дохода написано "сталь": к металлургам относятся и Алишер Усманов (18,1 миллиарда долларов), и Владимир Лисин (15,9 миллиарда долларов), и Алексей Мордашов (15,3 миллиарда). К металлургам относятся и другие участники российской десятки богачей: Владимир Потанин (четвертое место, 14,5 миллиарда), Виктор Вексельберг (восьмое место, 12,4 миллиарда), Роман Абрамович (девятое место, 12,1 миллиарда). Основное состояние на металле сделал и Михаил Прохоров, который, впрочем, вовремя продал свою долю в "Норильском никеле" (13,2 миллиарда, седьмое место). Продал он ее еще одному металлургу — Олегу Дерипаске, который на этот раз оказался только 14-м (8,8 миллиарда).
Российский Forbes, анализируя результаты рейтинга, отмечает, что первенство металлургов тем удивительнее, что цены на сталь и другие металлы не то чтобы сильно росли в 2011 году. В конце года на фоне долгового кризиса в Европе они и вовсе обвалились, что стоило российским компаниям значительной (до 50 процентов) потери в капитализации.
Тем не менее, именно металлурги выбились в лидеры, и вот почему: из крупных экспортных отраслей промышленности выплавка металлов оказалась едва ли не единственной, где наступление госкапитализма практически незаметно. В "нефтянке" наращивает обороты государственная "Роснефть", а структура собственности "Лукойла" устроена таким образом, что ее основной владелец Вагит Алекперов владеет лишь пятой частью компании. В газовой отрасли правит "Газпром" (хотя и небезраздельно), в банковском секторе — Сбербанк и ВТБ. Символично, что от нефтяников, газовиков и банкиров в топ-10 оказалось по одному представителю: Вагит Алекперов, Леонид Михельсон и Михаил Фридман соответственно.
При этом надо понимать, что "специализация" миллиардеров во многом условна. Тот же Фридман через "Альфу-групп" владеет и телекоммуникационными, и нефтяными активами, а Виктор Вексельберг может считаться настолько же металлургом, насколько и нефтяником.
Именно эта "диверсификация" и привела к тому, что в лидеры российского рейтинга выбился Алишер Усманов. Если Лисин и Мордашов вкладываются практически только в металлы, то Усманова интересует и пресса (издательский дом "Коммерсантъ"), и сотовая связь ("МегаФон") и, наконец, - интернет. Именно вложения в интернет-ресурсы закрепили Усманова на верхней строчке российского рейтинга.
В сфере интернета Усманову принадлежит Mail.Ru Group (одна из двух российских интернет-компаний, торгующихся на бирже) и фонд DST Global, вкладывающийся в такие компании как Groupon и Zynga – и компания, специализирующаяся на скидках, и создатель популярных интернет-игр, с недавних пор торгуются на бирже. Когда к ним примкнет Facebook (социальная сеть собралась на биржу в 2012 году), Усманов станет едва ли не самым "прозрачным" российским бизнесменом: надо еще поискать миллиардеров, у которых будут доли в стольких компаниях, торгующихся на открытом рынке.
Если цены на металлы не упадут, а Facebook в ходе IPO оценят, как это предполагается, более чем в сто миллиардов долларов, то у Усманова вряд ли окажутся конкуренты и в списке Forbes 2013 года. Кроме того, бизнесмен вполне сможет войти в двадцатку самых богатых людей мира и, таким образом, попасть в рейтинг Bloomberg. Тогда к состоянию российского миллиардера будет приковано каждодневное внимание. Таким не могут похвастаться даже Роман Абрамович с Михаилом Прохоровым, имена которых не сходят со страниц газет по всему миру.