Россия
20:13, 12 марта 2012

"Варяг" и контрабанда Закрыто дело бывшего главы МВД Бурятии

11 марта стало известно о закрытии дела экс-главы МВД Бурятии Виктора Сюсюры. Преследование прекращено в связи с тем, что статья УК, по которой обвиняли экс-министра, утратила силу. Сюсюра - уже второй глава МВД, направленный в Бурятию из другого региона. Карьера первого "варяга", Михаила Цукрука, завершилась почти так же: скандал, слухи о серьезных преступлениях, а в итоге - условный срок.

С 1994 по 2002 год главой МВД Бурятии был Иван Калашников - уроженец бурятского села Тарбагатай. Образование Калашников получил в Волгограде и Москве, но карьеру начал в 1975 году на родине, в милиции Улан-Удэ.

В 2002 году Калашников, оставив должность министра, стал депутатом Народного Хурала Бурятии. Он возглавил в местном парламенте фракцию "Единой России". А новым главой МВД был назначен Михаил Цукрук, командированный в Бурятию из Иркутска. Аналитики объясняли это политикой Владимира Путина, который начал широко практиковать назначение "варягов" для разрушения местечковых связей и укрепления вертикали власти.

Цукрук, мягко говоря, не сработался с властями Бурятии и национальной элитой. Он отказался сделать своим заместителем хотя бы одного сотрудника министерства бурятской национальности, а также не стеснялся расследовать нарушения, допускаемые местными чиновниками. "Министр МВД Цукрук говорит: 'Никому здесь не подчиняюсь, ни президенту, ни правительству, я, наоборот, против них борюсь'. Да что ж это такое?", - сетовал в интервью президент Бурятии, уроженец поселка Уакит Леонид Потапов (кстати, назначенный на этот пост в 1994 году, вместе с предыдущим министром внутренних дел Калашниковым).

Вражда завершилась крупным скандалом. В 2004 году пресс-секретарь Потапова Андрей Капустин, от имени президента выступавший с критикой Цукрука, был арестован по подозрению во взяточничестве. Вскоре арестованный скончался в СИЗО. Официально было объявлено, что пресс-секретарь умер от сердечной недостаточности. Но, конечно, слухи поползли вполне определенные...

В итоге в 2006 году Цукрука перевели на должность начальника ГУВД Волгоградской области, но и Потапов не удержался на своем посту - уже в 2007 году он перестал быть президентом. Официальному преследованию за смерть Капустина Цукрук так и не подвергся, однако посидеть в СИЗО ему все же пришлось. В 2007 году его арестовали по подозрению в ряде мелких превышений полномочий, совершенных уже в Волгоградской области. Вскоре начальника ГУВД приговорили к двум годам условного срока, что поставило крест на его карьере.

Новым президентом Бурятии после ухода Потапова также стал "варяг" - уроженец Удмуртии, житель Томской области Вячеслав Наговицын. А главой МВД назначили уроженца Ростова-на-Дону, участника боевых действий в Чечне Виктора Сюсюру, который до этого возглавлял Азово-Черноморское УВД на транспорте в Краснодаре. На предыдущем месте работы Сюсюру хвалили - губернатор Краснодарского края Александр Ткачев говорил, что УВД, созданное в 2001 году, показало высокую эффективность в декриминализации черноморских портов и борьбе с мафией.

Однако в 2009 году генерал Сюсюра был задержан в рамках уголовного дела о контрабанде. О какой именно контрабанде шла речь, долгое время было неясно. В СМИ появлялись самые разные версии - вывоз в Китай нефритов или древесины, ввоз в Россию турецких товаров народного потребления, ввоз говядины и конины из Монголии... В итоге источники пришли к нетвердому согласию: речь идет о турецком ширпотребе, который якобы под покровительством Сюсюры ввозился в РФ еще в бытность его начальником Азово-Черноморского УВД. По неподтвержденным данным, известно об этом канале контрабанды стало во время расследования дела о контрабанде золота для сети "Алтын". Общая стоимость незаконно ввезенного ширпотреба, называемая разными источниками в разное время, существенно разнится, однако счет идет на десятки миллионов рублей.

Фигурантами дела о контрабанде вместе с Сюсюрой стали сотрудник бурятского МВД Андрей Шурупов, бывший начальник Адыгейской таможни Юрий Блягоз, бывший начальник таможенного поста "Аэропорт Майкоп" Азамат Харетлук, бизнесмен Аслан Панеш, экс-сотрудник ФСБ Александр Молибога и другие. Некоторые фигуранты были арестованы, некоторые - объявлены в розыск.

Сюсюра был этапирован в московское СИЗО "Лефортово", где находился примерно два года. Генерал пробовал объявлять голодовку, но СМИ и общественность не обратили на акцию особого внимания. Лишь осенью 2011 года прокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение, и через пару недель Сюсюру выпустили на свободу из-за истечения предельных сроков предварительного расследования. К тому моменту уже стало известно, что дело экс-министра вскоре будет подлежать закрытию - товарную контрабанду (то есть незаконный перевоз через границу товаров, не запрещенных к обороту) по инициативе президента Дмитрия Медведева решили считать не уголовным преступлением, а административным правонарушением.

В конце 2011 - начале 2012 года дела о контрабанде действительно начали закрывать (в частности, было прекращено преследование руководства вышеупомянутого "Алтына"). 31 января закрыли и дело Сюсюры. Однако СМИ об этом стало известно только 11 марта - следователи не поспешили донести известие даже до самих обвиняемых, не то что до журналистов.

Сам Сюсюра недоволен тем, что дело закрыто по нереабилитирующим основаниям. Он подал жалобу, требуя признания своей полной невиновности. Кроме того, СМИ стало известно, что Сюсюра направил уже 12 жалоб в Европейский суд по правам человека (а в будущем их количество, по оценкам самого экс-министра, возрастет до двадцати). Наконец, Сюсюра подал в суд иск о защите чести и достоинства. Он требует, чтобы Следственный комитет и телекомпания ВГТРК выплатили ему 88 миллионов рублей за обвинения в преступлениях, изложенные в категоричной форме в передачах "Честный детектив. Контрабанда для генералов" и "Вести. Дежурная часть" в декабре 2011 года. В сумме компенсации таится ирония - согласно одной из версий следствия, контрабанда, якобы переправленная через границу Сюсюрой, стоила именно 88 миллионов.

По словам генерала, дело против него являлось заказным. Якобы его преследование организовала бурятская нефритовая мафия и региональное управление ФСБ, покрывающее эту мафию. Сюсюра утверждает, что дело возбудили как раз после того, как он обратил внимание на контрабанду нефрита в Китай.

Сюсюра направил министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву рапорт с просьбой решить вопрос о возможности продолжения службы в рядах МВД.

Каким бы ни было это решение, на прежнюю должность генерал уже вряд ли вернется. Пост главы МВД Бурятии, долгое время остававшийся вакантным, в июне 2010 года занял очередной "варяг" - Александр Зайченко. Он родился в Кемерове в династии военных и силовиков, в детстве часто переезжал вместе с семьей. Прадед Зайченко был военнослужащим в дореволюционной России, дед служил в НКВД, отец стал военным врачом, а сын самого Зайченко уже служит в полиции. Перед тем, как переехать в Бурятию, Зайченко был заместителем начальника УВД Омской области.

Местные СМИ привычно забили тревогу - в частности, сотрудники ГИБДД стали жаловаться, что из-за нового начальства погрузились в "обстановку страха и неуверенности в завтрашнем дне". Кроме того, начали ходить слухи, что новый министр привез с собой как минимум 15 "людей из Омска", которые до поры до времени притаились на низших должностях, но на самом деле претендуют на высокие посты. Однако, как утверждает сам Зайченко, среди его заместителей есть только один омич - Владимир Левченко. "Я знаю этого человека двадцать лет. Он профессионал, почти всю свою служебную деятельность провел в органах предварительного следствия. Мы с ним работали вместе", - оправдывается министр.

Кстати, представил Зайченко коллективу бурятского МВД Михаил Суходольский, который тогда еще был первым заместителем главы МВД РФ. Суходольский не преминул жестко раскритиковать положение дел в республике. "Согласно представленному анализу деятельности МВД по Бурятии за пять месяцев текущего года, эта деятельность оценивается отрицательно", - начал он и в дальнейшем подробно расписал свои претензии. После этого замминистра уехал, оставив Зайченко разбираться с обиженными бурятами.

Суходольский еще не знал, что примерно через год, в июне 2011 года, его самого назначат на роль "варяга". По некоторым данным, первый заместитель стал восприниматься Нургалиевым как конкурент и в результате был с понижением переведен на пост главы ГУ МВД Санкт-Петербурга. Новые подчиненные ожидали, что ведомство возглавит старый петербуржец Сергей Умнов, давно продвигавшийся к этому посту. Поэтому Суходольского приняли совершенно без восторга. Подчиненные сочли его требования слишком жесткими, характер - слишком грубым... Наконец в феврале 2012 года Суходольского сняли с поста с большим скандалом, а Умнов занял вожделенную должность.

Зайченко же пока вроде бы держится на своем посту.

< Назад в рубрику