Экономика
21:34, 16 марта 2012

Большой минус Дефицит бюджета РФ в начале года оказался запредельно высоким

Дефицит бюджета России в начале года оказался сенсационно высоким, составив почти 250 миллиардов рублей за два месяца. В прошлом году в этот же период бюджет был профицитным, а сейчас дефицит сразу вдвое превысил прогнозы. Судя по словам представителей министерств, столь значительный разрыв вызван именно ростом расходов, а не падением доходов. Были ли эти расходы предвыборными, с точностью сказать нельзя.

Из-за особенностей российского налогообложения в первые месяцы года бюджет скорее наполняется, чем тратится. По подсчетам банка Credit Suisse, январь в предыдущие 10 лет был стабильно профицитным месяцем. Доходы превышали расходы даже в кошмарном, с точки зрения наполнения бюджета, посткризисном 2009 году. В феврале дефициты бывали, но, как правило, являлись незначительными.

Сейчас же все иначе: за два месяца накопился дефицит в размере 245 миллиардов рублей. Правительство ожидало, что расходы будут выше доходов, но прогноз Минэкономразвития предполагал вдвое меньшую сумму. По итогам января-февраля отрицательное сальдо составило 3 процента ВВП, что также вдвое больше, чем ожидаемый итоговый показатель за весь год.

Точно утверждать, что спровоцировало взрывной рост дефицита, сложно. На эту тему можно лишь спекулировать, исходя из высказываний представителей правительства, а также ряда статистических данных. Если проанализировать статистику, то видно, что дефицит не может быть объяснен падением доходов. В январе-феврале 2011 года бюджет получил из различных источников 1,5 триллиона рублей (потратив 1,45 триллиона), а в текущем году доходы, по данным замминистра финансов Татьяны Нестеренко, составили уже 2,7 триллиона, то есть налицо рост в 80 процентов по сравнению с прошлым годом. Но расходы-то и вовсе более чем удвоились.

Эльвира Набиуллина. Фото РИА Новости, Яна Лапикова
Lenta.ru

При этом стоит отметить, что цены на нефть сейчас исключительно высоки (около 115-120 долларов за баррель марки Urals). Год назад они тоже заходили за "сотку", но все же были несколько ниже нынешних.

Таким образом, дефицит можно объяснить чрезвычайной щедростью правительства, которое обычно не слишком активно расходует деньги в начале года. Траты в этом году, возможно, связаны с выборным периодом, когда в экономику по понятным причинам было вброшено множество средств. Частично эта версия подтверждается словами министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. Несколькими неделями ранее она заявила, что в январе в регионы была отправлена значительная часть субсидий. Это нестандартная для правительства практика, ведь чуть ли не каждый год раздаются жалобы, что федеральные средства добираются до регионов в декабре, в связи с чем их практически нереально освоить.

Антон Силуанов. Фото РИА Новости, Александр Уткин
Lenta.ru

С другой стороны, есть позиция Министерства финансов. Его глава Антон Силуанов отверг всякую связь роста расходов с предвыборной ситуацией. По его словам, огромный дефицит порожден "исключительно технической ситуацией". Расшифровывать это выражение министр не стал, а в прошлые годы подобного рода ситуации ни разу не возникали. Так что остается лишь принять его слова к сведению.

При всем при этом двукратный по сравнению с прошлым годом рост расходов практически никак не сказался на инфляции. В первые два месяца года она не достигла даже уровня в 1 процент, хотя обычно именно в январе-феврале совершала наиболее решительный рывок. В какой-то степени свою правоту подтвердили те экономисты, которые связывают высокую (по сравнению со странами с аналогичным уровнем ВВП на душу населения) российскую инфляцию с повышением тарифов естественных монополий и ЖКХ. В этот раз тарифы решили придержать до середины года, так что всплеска цен стоит ожидать именно тогда.

Без запаса

Исходя из бурного роста расходов, можно предположить, что бюджет в текущем году станет дефицитным. Причем его размер окажется выше, чем запланировало правительство (полтора процента ВВП). По большому счету, сам дефицит не слишком опасен, если ВВП растет быстрее долга. Но в нашем случае есть нюансы.

Наполнение бюджета зависит от конъюнктуры нефтяных цен. Еще недавно Россия имела масштабный профицит при ценах на нефть на уровне 60-70 долларов за баррель. Сейчас же и показателя 100-120 оказывается недостаточно. Еще выше цены вряд ли вырастут в обозримой перспективе, а вот упасть в случае, например, долгового кризиса в Европе могут запросто.

В 2009-2010 годах подобную проблему удалось разрешить за счет накопленных в государственных фондах резервов. Сейчас их объем недостаточно высок, чтобы закрывать дефицит на протяжении нескольких лет. В случае чего придется либо повышать налоги, либо идти на рынок заимствований. Какова будет реакция этого рынка, если Россия начнет брать в долг в больших объемах, предсказать трудно.

Ситуация осложняется тем, что расходы и дальше будут расти. Всплеск января-февраля можно объяснить выборами, но жизнь после них не заканчивается. Избранный президент Владимир Путин взял на себя обязательства, которые обойдутся бюджету в несколько триллионов рублей в ближайшие годы, и пока способов закрыть эти расходы, кроме наращивания дефицита, не видно.

< Назад в рубрику