В начале недели новостные издания сообщили о том, что ФСКН разработала законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за употребление наркотиков. Авторы документа предлагают лишать свободы тех, кто употребляет запрещенные вещества систематически - в трактовке ФСКН это означает два и более раз в год. В качестве альтернативы преступникам предлагается принудительное лечение. Законопроект предсказуемо вызвал негодование общественности и правозащитников. "Лента.ру" выяснила точки зрения и аргументы обеих сторон.
Предложение заменять наркоманам, совершившим нетяжкие преступления, тюремный срок принудительным лечением в Государственную Думу внес летом 2011 года Дмитрий Медведев. Послабление для наркозависимых входило в большой перечень изменений УК, которые должны были либерализовать существующее уголовное законодательство.
Уже осенью представители ФСКН доложили о работе над документом, который, на первый взгляд, учитывал пожелания главы государства. Текст законопроекта в свободном доступе не появился, однако из устных заявлений чиновников было понятно, что из будущего закона пропало одно существенное уточнение: теперь для того, чтобы попасть под суд, наркоману не нужно было совершать преступление. Документ трактовал сам факт употребления изменяющих сознание веществ как нарушение закона.
В предварительной версии нового законопроекта намерения Госнаркоконтроля, наконец, обрели вид четко прописанных норм, хотя ознакомиться с документом "сторонним" людям по-прежнему нельзя. О некоторых из предложенных фээскаэнщиками новаций стало известно агентству РАПСИ. В числе прочего, в документе фигурирует такая категория, как "лица, систематически употребляющие наркотики" - в эту группу попадают граждане, принимающие наркотические вещества два или более раза в год. Определять наличие в организме следов наркотика планируется при помощи стандартных тестов.
Если человека "поймают" на употреблении наркотиков дважды в течение года и за первый раз привлекут к административной ответственности, то второй "прокол" обернется для него попаданием под суд. Максимальное наказание за систематическое нарушение законодательства предусматривает до двух лет ограничения свободы или принудительных работ - впрочем, "провинившийся" сможет избежать заключения, если согласится на лечение. Для того чтобы мотивировать попавшихся на употреблении запрещенных веществ граждан выбирать именно второй вариант, закон предусматривает проведение "комплекса правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов", который иначе называется "побуждением". Кроме того, лечение может быть назначено наркоману как самостоятельное наказание.
Значительная часть либерально настроенной общественности крайне негативно отнеслась к инициативе ФСКН - как осенью, так и сейчас. "Новый законопроект может привести к еще большей маргинализации людей, употребляющих наркотики, и их уходу от системы общественного здравоохранения. У нас и сейчас наркозависимые запуганы - они боятся обращаться в социальные и медицинские службы. Они боятся государства и репрессий", - объясняет Анна Саранг, президент фонда Андрея Рылькова - организации, выступающей за гуманизацию политики обращения с наркозависимыми.
Руководитель пресс-службы ФСКН Николай Карташов, со своей стороны, уверяет, что законопроект не направлен против наркоманов: "Мы не считаем их преступниками: преступниками их может признать только суд, да и то они для этого должны принимать наркотики систематически". Представитель Госнаркоконтроля отдельно отметил, что разработчики документа опирались на опыт развитых стран, например, Швеции и Франции.
Эксперт ВОЗ, профессор Казанского государственного медицинского университета, Владимир Менделевич считает выбор Швеции в качестве ориентира в борьбе с наркоманией неоправданным: "У этой страны своя особая антинаркотическая политика, которая критикуется всей Европой". Впрочем, прием наркотиков рассматривается как отдельное правонарушение еще в нескольких странах, например, в Греции, Финляндии, Швейцарии, Австралии. Наказанием в некоторых из этих государств может быть тюремное заключение, хотя такая мера применяется крайне редко. "Большинство людей, систематически употребляющих наркотики, - больные люди, а прием наркотиков - симптом их болезни, - говорит Менделевич. - Нельзя сажать людей в тюрьму за их болезни".
В ФСКН настаивают, что наркоманы, прежде всего, опасны для общества. "Почитайте письма родственников наркоманов, они все в слезах, наркоманы выносят из квартиры все, что можно, до последнего гвоздя ради дозы. Родные сами просят врачей забрать наркоманов", - говорит Карташов. "Можно ли лишать человека свободы на основании того, что родственники устали от него?" - не соглашается с этим доводом Менделевич. "Одно дело, если его привлекают за воровство, и совсем другое - если только за то, что он наркоман".
Руководитель пресс-службы ФСКН считает, что критики законопроекта излишне сфокусированы на судьбе тех, кто принимает наркотики. "Сейчас все стали так озабочены судьбой наркоманов - можно подумать, речь идет о неприкосновенном запасе цивилизации. А речь идет о будущем нации, о его спасении - у нас 5 миллионов наркозависимых! Главная цель этого законопроекта - сократить их число, сделать так, чтобы их вообще не осталось".
Оппоненты авторов законопроекта вовсе не уверены, что принудительное лечение, которое будет предложено наркоманам в качестве альтернативы тюремному заключению, окажется эффективным. "Это бесполезная и даже отрицательная мера, - уверяет Менделевич. - Эффективность принудительного лечения меньше эффективности добровольного и даже меньше спонтанной ремиссии - а это всего 2-5 процентов. Любое лечение требует сотрудничества пациента и врача: человек должен максимально активно хотеть выздороветь. Принудительное лечение используется, например, в психиатрии, но только у больных, которых признают невменяемыми".
Кроме того, критики законопроекта сомневаются, что подавляющее число пойманных на систематическом употреблении наркотиков выберут именно лечение. "Мировой опыт говорит, что большинство людей, оказавшихся в такой ситуации, выбирают тюремный срок - именно потому, что это конкретный срок. А лечение наркозависимости по времени не ограничено", - говорит Менделевич. Вероятно, что в тексте документа все же будет прописано время пребывания в больнице, однако наркоманы могут отказываться от лечения и по другим причинам.
"Российские стандарты лечения наркозависимых были разработаны несколько десятилетий назад и давно устарели. В период детоксикации, когда наркоманы острее всего страдают от "ломки", им дают нейролептики - такого уже давно нет в цивилизованных странах. Отделения наркологических клиник похожи на дурдома - люди там плохо ходят, шатаются, у них текут слюни", - рассказывает Менделевич. Частные клиники и реабилитационные центры также не имеют права отойти от принятых стандартов и использовать препараты, не прописанные в соответствующих списках.
"Никто заранее не может сказать, какой подход к лечению подойдет конкретному человеку, - отмечает Саранг. - Поэтому должно быть много разных клиник, практикующих различные методы работы с наркозависимыми, в том числе и различные по стоимости. А у нас получается: хочешь - иди в тюрьму, а хочешь - ложись в эту жуткую наркологию, где тебе будет плохо, но тебя не вылечат".
Пока текста законопроекта нет в открытом доступе, нельзя точно сказать, где именно предполагается лечить наркоманов. Но, вероятнее всего, принимать отказавшихся от тюрьмы людей будут все те же государственные клиники, плюс часть мест, возможно, будет зарезервировано в частных центрах, предполагает Саранг. Будут ли им возмещать расходы на лечение, и если да, то в каком объеме, пока неясно.
Заложенная стоимость лечения, кстати, вызывает у оппонентов законопроекта немало вопросов. "Всего планируется тратить 3,8 миллиарда рублей на 20 тысяч пациентов. Это означает 190 тысяч в год на одного человека или 80 рублей в день (на самом деле, 520 рублей в день - прим. "Ленты.ру"). По данным ФСИН, содержание одного заключенного обходится в 160 тысяч рублей в год - то есть на лечение отводится всего 30 тысяч в год. Никакой квалифицированной помощи за такие деньги не получишь. И, кстати, неясно, откуда они взяли цифру 20 тысяч. Если пойти в клубы и проверить всех, кто там находится, то им придется задерживать не 20 тысяч, а миллионы людей. Это будет крах системы ФСИН", - приводит свои подсчеты Менделевич.
И нарколог, и президент фонда Рылькова сходятся на том, что новый законопроект нацелен, в первую очередь, на изоляцию наркоманов, а не на их лечение и интеграцию в общество. Менделевич и Саранг считают такой подход неправильным, так как он провоцирует преступность среди наркоманов, не имеющих шансов вернуться в общество, а также приводит к распространению таких заболеваний, как ВИЧ и туберкулез.
Хотя законопроект включает много моментов, которые требуют дополнительного обсуждения, Карташов подчеркивает, что при создании документа авторы консультировались с экспертами, а в октябре 2011 года в Ростове прошла научно-практическая конференция, посвященная будущему закону. Нынешний вариант тоже не является окончательным - планируется, что он будет обсуждаться с широким кругом специалистов. Менделевич, со своей стороны, утверждает, что консультации с наркологическим сообществом не проводились - по крайней мере, о них не было известно.
С доводами обеих сторон можно спорить или соглашаться - но очевидно, что такой важный законопроект нуждается в общественной дискуссии и максимально тщательной проработке. Разумеется, в том случае, если изначально есть цель найти максимально приемлемый для всех способ решения проблемы, а не протолкнуть уже выработанную кем-то и не подлежащую обсуждению точку зрения.