Мир
22:53, 22 марта 2012

Через окошко в ванной Террорист из Тулузы был убит спецназом после суточной осады

Более суток продолжалась осада дома в Тулузе, где забаррикадировался террорист Мохаммед Мера, убивший ранее семерых человек - троих военнослужащих, троих учеников еврейской школы и их преподавателя. Полиция планировала взять Мера живым, поэтому не пошла на штурм здания сразу. Утром 22 марта, когда после нескольких часов молчания террориста полицейские решили проверить, жив ли он, Мера встретил их огнем из автоматического оружия и был убит лишь после того, как выпрыгнул из окна ванной комнаты на улицу.

Мохаммед Мера - человек, которого СМИ по всему миру до последнего момента называли неизвестным стрелком на скутере, обнаружил себя в ночь с 20 на 21 марта. Мужчина позвонил в редакцию телеканала France 24 около часа ночи и заявил, что берет на себя ответственность за убийство семи человек в Тулузе.

По словам дежурного редактора Эббы Калондо (Ebba Kalondo), Мера говорил на чистейшем французском языке и не проявлял никаких признаков волнения. Он в подробностях рассказал, как расстреливал своих жертв в каждом из трех случаев нападения, описав, какое именно оружие он использовал для каждого из терактов и сколько выстрелов сделал.

Также Мера заявил, что является участником международной террористической сети "Аль-Каеда", а убийства совершал из политических и религиозных убеждений. По словам террориста, расстрел детей и преподавателей в еврейской школе был ответом на убийства палестинских детей израильскими военными. Нападения же на военнослужащих Мера назвал местью за отправку французских солдат в Афганистан.

Стрелок заявил, что в содеянном не раскаивается, а наоборот сожалеет о том, что ему не хватило времени, чтобы убить больше людей. Он также с гордостью отметил, что сумел "поставить на колени всю Францию". На вопрос Калондо, правда ли он снимал на видео нападение на детей в еврейской школе, Мера ответил, что снимал все убийства и намерен в ближайшем будущем выложить видео в интернет.
box#2089850

Впрочем, планам потенциальной звезды YouTube сбыться не удалось - полиция прибыла к его дому спустя примерно пару часов после звонка в редакцию France 24. На след полиция вышла, прочитав электронную переписку первого из убитых террористом солдат - в разговоре с Калондо Мера рассказал, что разместил в сети объявление о продаже скутера, а потенциального покупателя при встрече убил, узнав, что тот служит в армии.

Попытавшиеся проникнуть в здание полицейские были встречены огнем из "Узи" и автомата Калашникова, двое (по другим данным - трое) из них получили ранения. Предприняв три попытки штурма, силовики отказались от решительных действий и решили попробовать уговорить Мера сдаться. Тем более что директиву взять стрелка живым озвучил министр внутренних дел Франции Клод Геан (Claude Gueant).

Однако чем дальше, тем яснее становилось, что Мера скорее издевается над полицейскими, чем искренне ведет с ними переговоры. Он как минимум дважды назначал время собственной капитуляции, однако действиями слова свои не подтверждал. Вечером 21 марта потерявшие терпение полицейские с помощью гранат разбили жалюзи, закрывавшие окна осажденного дома. Хлопки взрывов сбили с толку журналистов, которые сообщили о начале масштабного штурма здания, однако эта информация была вскоре опровергнута полицейским руководством.

Через некоторое время после этого связь с террористом была потеряна. Рано утром 22 марта глава МВД Франции заявил, что связи с Мера не было практически всю ночь. Полиция не исключила возможности, что преступник покончил с собой. "Мы слышали два выстрела внутри здания, но что это было, не знаем", - сказал Геан, выразив при этом надежду, что убийца все еще жив и предстанет перед судом. Ранее Мера заявлял, что намерен умереть с оружием в руках.

Вскоре после заявления Геана журналисты обратили внимания, что у дома Мера группируются спецназовцы и пожарные, а также что к нему на максимально близкое расстояние подведены несколько машин "скорой помощи". Полицейские начали операцию, бросив внутрь три светошумовые гранаты, однако никакой реакции на это не последовало. Тогда - спустя примерно 32 часа после начала осады - спецназ с разных сторон проник в здание.

Что происходило после этого внутри дома, точно не известно. Журналисты и прочие очевидцы штурма услышали доносившиеся из здания выстрелы, а также взрывы - они уже не были похожи на звуки светошумовых хлопушек, используемых в основном для запугивания противника. Как выяснилось, спецназ с помощью взрывчатки пробивал стены дома, таким образом прокладывая себе путь.

Сам стрелок-одиночка ожидал спецназовцев в ванной комнате, как следует подготовившись ко встрече с ними. В ходе перестрелки Мера, снова открывшему огонь из автоматического оружия, удалось ранить троих полицейских (одного из них - тяжело). Затем, поняв, что продержаться в ванной ему не удастся, террорист попытался выпрыгнуть в окно. При этом он продолжал отстреливаться, но, видимо, и спецназ огня не прекращал - под окном ванной комнаты Мера приземлился уже мертвым.

Теперь полиции и специалистам по борьбе с международным терроризмом предстоит выяснить, каким образом 23-летний француз с алжирскими корнями пришел к мысли об убийстве неверных и другим радикальным идеям. Во французских СМИ появилось много обрывочной информации о Мера - был нормальным ребенком, но "заболел" джихадом, сидя в интернете, любил автомобили и быструю езду. Кстати, брат Мохаммеда также был задержан после начала осады дома по подозрению в связях с "Аль-Каедой". Мать Мера пытались привлечь к переговорам во время осады, но она отказалась от участия в них, заявив, что с некоторых пор никакого влияния на сына не имеет.

Как выяснилось вскоре после установления личности террориста, в 2007 году Мера попал в афганскую тюрьму в городе Кандагар. Он был осужден на три года за подготовку теракта, однако сумел бежать после того, как в 2008-м тюрьму в Кандагаре взяли штурмом талибы. Об этом рассказал директор тюрьмы Гулям Фарук. В свою очередь в администрации губернатора Кандагара заявили, что человек по имени Мохаммед Мера в провинции никогда не задерживался и в тюрьме не сидел. Впрочем, он мог находиться в Афганистане и под вымышленным именем.

Мохаммед Мера. Кадр из видео, переданный Reuters
Lenta.ru

Судя по всему, после бегства из афганской тюрьмы молодой человек не был объявлен в международный розыск, хотя французские власти утверждают, что установили наблюдение за ним с конца 2000-х годов, так как Мера неоднократно ездил в Пакистан и Афганистан.

Даже если слежка за будущим убийцей и вправду велась, видимо, она была недостаточно бдительной. Мера сам рассказал во время звонка в студию France 24, что во время поездок в Пакистан и Афганистан проходил обучение в тренировочных лагерях "Аль-Каеды". Некоторую халатность французских силовиков подтверждает и интервью женщины, которая жила по соседству с Мера в Тулузе.

Женщина рассказала, что несколько лет назад Мера пытался завербовать в "Аль-Каеду" ее сына, которому тогда было 15 лет. По словам соседки Мера, будущий террорист ставил ее сыну религиозные песнопения, призывающие к джихаду, а также показал ему видеозаписи, на которых бойцы "Аль-Каеды" убивают женщину и обезглавливают заложников в Афганистане.

По словам пожелавшей остаться анонимной собеседницы газеты Le Télégramme, после истории с неудавшейся вербовкой ее сына женщина обратилась в полицию. Это, по ее словам, привело Мера в бешенство, он явился к дому соседки, выкрикивал угрозы и ругательства. "Он назвал меня атеисткой и пригрозил, что меня ждет та же участь, что и всех неверных французов. Он также сказал, что "сотрет с лица земли всех, кто убивал мусульман", - сказала женщина. Несколькими днями позже, по ее словам, Мера при свидетелях несколько раз ударил ее сына и дочь, но никто не решился помешать ему.

Теперь же, когда Мера подтвердил делом свои агрессивные заявления, женщина выразила глубокое сожаление, что полиция не задержала потенциального террориста раньше. Она сказала, что жаловалась на Мера как минимум дважды.

Еще один аспект истории стрелка из Тулузы связан с реакцией на нее французских политиков. Действующий глава государства и кандидат в президенты Николя Саркози назвал произошедшее "национальной трагедией", его соперники предсказуемо сделали схожие заявления, а также отказались от всех предвыборных мероприятий до окончания кризиса в Тулузе.

На этом фоне выделилась правый кандидат Марин Ле Пен, которая воздерживалась от резких комментариев, пока личность убийцы трех военных (арабов) и четырех евреев не была установлена. Понятно, что если бы убийца оказался французом-националистом, это нанесло бы по Ле Пен и ее "Национальному фронту" чувствительный удар. Однако для партии националистов все сложилось как нельзя лучше, и карта "понаехавших тут" иммигрантов из арабских стран и угрозы исламского фундаментализма была разыграна Ле Пен незамедлительно. Первые комментарии лидер "Национального фронта" дала еще до окончания осады, что вызвало в ее адрес законные обвинения в политических спекуляциях на крови.

Впрочем, чего уж теперь. Осада закончилась, неуловимый убийца мертв, и национальная трагедия осталась в прошлом. Можно снова вернуться к предвыборным дебатам.

< Назад в рубрику