Наука и техника
01:14, 23 марта 2012

Звездные войны Одно из космических ведомств потребовало отставки главы Роскосмоса

Вести космической отрасли традиционно любимы читателями, но разнообразием они обычно не отличаются. Типичная новость - это сообщение о том, что что-то взлетело или не взлетело (к сожалению, досадные известия стали появляться все чаще). Однако в последние дни вокруг российских космических предприятий неожиданно разгорелся самый настоящий скандал, причем есть все основания полагать, что наружу выплескивается только малая часть всех происходящих в околокосмической сфере дрязг.

Коррупция

Поводом для громких заявлений - а точнее, для выхода давно тлеющего конфликта в публичную сферу - стало интервью, которое глава Роскосмоса Владимир Поповкин дал газете "Известия". В числе прочего Поповкин рассказал о масштабных коррупционных схемах, которые позволяли выводить из программы по созданию спутниковой системы ГЛОНАСС огромные деньги.

По словам главы Федерального космического агентства, проверка показала, что основной поток средств на постройку спутников и инфраструктуры проходил через некие компании ЗАО "НПО КП" и ООО "Синертек" (Поповкин упоминал только первую компанию, а вторая появилась в новостных сообщениях позже). Обе эти фирмы являются дочерними предприятиями ОАО "Российские космические системы" - группы компаний, которая занимается созданием спутников ГЛОНАСС и других космических аппаратов. Более того, по данным проверяющих, совладельцами "НПО КП" и "Синертека" были высокопоставленные сотрудники РКС.

РКС отдавала этим двум компаниям различные заказы по ФЦП "ГЛОНАСС", и с 2007 по 2010 годы на счета предприятий было перечислено около 3,2 миллиарда рублей. По документам, в "НПО КП" и "Синертеке" числится около 1,1 тысячи человек, однако проверяющие утверждают, что в действительности большая часть сотрудников работает в РКС. Более того, многие из "сотрудников" фирм-субподрядчиков РКС даже не знают, что выполняют какие-либо работы для этих компаний. "Когда мы попросили показать нам помещения, где работали специалисты этих компаний, нам показали пространства, которые сложно назвать комнатами, скорее это шкафы или кладовые, очень маленькие и тесные помещения. В одном из помещений стоял стол с компьютером, другого оборудования мы не нашли", - цитирует газета "Известия" одного из тех, кто проводил проверку.

Письмо

Через два дня после выхода интервью на сайте РКС появилось открытое письмо к Поповкину, подписанное почему-то не генеральным директором предприятия Юрием Урличичем, а его первым заместителем Иваном Голубом. Автор письма - юрист по образованию - опровергает обвинения против РКС, в частности, ссылается на судебные решения по искам Федеральной налоговой службы против РКС: "Содержащиеся в Заключении этой комиссии утверждения в части взаимоотношений ОАО "Российские космические системы" с ЗАО "НПО КП" не соответствуют действительности, что подтверждено вступившими в силу и проверенными в кассационном порядке решениями судов за периоды 2005 – 2006, 2007 и 2008 годы (всего 9 решений судов)".

Генеральный директор - генеральный конструктор РКС Юрий Урличич. Фото с сайта ведомства
Lenta.ru

ФНС требовала от РКС уплаты налога на прибыль с тех денег, которые были перечислены дочерним предприятиям - в общей сложности речь шла о 277 миллионах рублей. Суд встал на сторону РКС, так как в оформлении результатов проверки обнаружились нарушения. В четверг, 22 марта, газета "Известия" со ссылкой на высокопоставленный источник в Роскосмосе сообщила, что материалы дела о нецелевом расходовании денег в ходе реализации ФЦП "ГЛОНАСС" были переданы в четвертое управление МВД, которое занимается закрытыми территориями и режимными объектами.

Помимо оспаривания критики в свой адрес, замглавы РКС в упомянутом письме крайне негативно оценивает деятельность самого Поповкина, возглавившего Роскосмос чуть менее года назад. Голуб констатирует, что с приходом Поповкина в космической отрасли "начались события, которые невозможно ни понять, ни принять", а его "правовой нигилизм показывает, что руководитель высокого ранга может безнаказанно позволить себе все, что ранее нам казалось немыслимым".

Недовольство Голуба вызвала ревизия деятельности РКС и назначение комиссии по проверке ценообразования, а также снижение зарплат директоров предприятий, связанных с космосом, и создание при ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, одно из предприятий Роскосмоса) "структуры, без визы которой не подписывается ни один акт сдачи-приемки выполненных работ, хотя формально в регламенте Роскосмоса о ней нет ни слова". Первый зам Урличича возмущается, что входящие в эту структуру люди "получили неограниченные полномочия".

В завершении письма Голуб упоминает об инциденте, который произошел в Роскосмосе 6 марта. Накануне Женского дня Поповкин был доставлен в больницу, где пробыл довольно долго - на работу глава Федерального космического ведомства вышел только 19 марта. Согласно официальному объяснению, он переутомился из-за "длительного физического и эмоционального напряжения, частых командировок и постоянной смены часовых поясов". Куда более популярная в Сети неофициальная версия произошедшего утверждает, что Поповкина госпитализировали с травмой головы, полученной в драке с кем-то из коллег. Голуб прямо назвал случившееся 6 марта "пьяной дракой", которая его "шокировала", и завершил письмо патетической фразой: "Конечно, пользуясь своим положением, Вы можете продолжить удивлять нас, но может быть Вы тихо уйдете. Стыдно ведь,… нам."

Письмо провисело на сайте РКС около четырех часов, а потом исчезло. Вместо него появился дисклеймер, сообщающий, что обращение было опубликовано по ошибке и изначально предназначалось для размещения "на внутреннем сайте корпорации". В Федеральном космическом агентстве, со своей стороны, заявили, что "руководство РКС заинтересовано в распространении ложной информации в отношении руководителя Роскосмоса или даже инициировало ее". "Видимо, РКС есть что терять в ходе ведущейся реформы отрасли", - добавила пресс-секретарь Поповкина Анна Ведищева. Версию о драке в Роскосмосе ранее опроверг сам глава ведомства.

Препирательство сторон неожиданно прервал вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий военно-промышленный комплекс. В своем микроблоге на Twitter он запретил Роскосмосу и РКС публично выяснять отношения. Пресс-секретарь Рогозина Лидия Михайлова рассказала, что сейчас вице-премьер собирает информацию о сложившейся ситуации и уже успел встретиться с Владимиром Поповкиным. В ближайшее время Рогозин готов пообщаться и с представителями РКС.

Вопросы репутации

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко
Lenta.ru

Противостояние Роскосмоса и РКС удивительно сразу во многих отношениях. Во-первых, враждующие ведомства - это, фактически, головное и дочернее предприятия одной структуры и Поповкина можно считать руководителем Голуба, хотя и не непосредственным. Во-вторых, интересно, что обличительное письмо написал именно Голуб, а не собственно генеральный директор РКС. Возможно, в РКС посчитали, что такой ход будет менее рискованным: в феврале Поповкин заявил о необходимости прекратить практику совмещения должностей генерального директора и генерального конструктора в одном лице. Урличич сейчас находится именно в этой позиции. Еще одна занятная подробность заключается в том, что после ухода Анатолия Перминова с поста главы Роскосмоса именно гендиректора РКС прочили на это место. Кстати, в мае 2011 года сообщалось, что Перминов стал одним из заместителей Урличича, хотя на сайте компании его фамилия не упоминается.

Но даже не эти примечательные факты делают историю борьбы РКС и Роскосмоса выдающейся. Больше всего в произошедшем поражает то, что до сих пор никакая информация о колоссальной по масштабам коррупции при реализации программы ГЛОНАСС, сомнительных ООО и ЗАО, в огромных количествах возникших вокруг вовлеченных в нее структур, и прочих чудесах (например, в интервью "Известиям" Поповкин рассказал о пропаже целого космического корабля "Союз") не выходила за пределы космических ведомств. Конечно, все это обсуждалось на специализированных форумах, но до широкой публики эти дискуссии не доходили.

Наверняка достоянием гласности стали далеко не все подковерные войны и интриги, происходящие за дверьми российских космических предприятий. Теперь, после того как хотя бы часть этой "кухни" вышла наружу, появился шанс, что повышенное внимание СМИ и поднявшийся шум ускорят решение накопившихся проблем. И в этой связи не очень понятно, почему вице-премьер негативно отнесся к утечке: разумеется, неприятно, когда не очень красивые истории становятся известны посторонним людям. Но, с другой стороны, репутационные потери космической отрасли окажутся куда более тяжелыми, если однажды из-за всех этих историй на старте взорвется ракета или "Союз" не сможет пристыковаться к МКС.

< Назад в рубрику