Менеджмент инвестиционной компании AIJ, которому доверили управление средствами 880 тысяч пенсионеров, признал, что фальсифицировал финансовую отчетность, чтобы скрыть убытки и привлечь клиентов. За девять лет работы фонд потерял 1,3 миллиарда долларов средств клиентов. AIJ обещает все вернуть, но как это будет сделано, остается загадкой: денег у компании осталось всего 96 миллионов долларов.
Деятельность японского инвестиционного фонда AIJ Investment Advisors была приостановлена в конце февраля. Регуляторы заподозрили компанию в сокрытии убытков на протяжении девяти лет. Как выяснила Securities and Exchange Surveillance Commission (SESC), фонду доверили управление средствами в размере 145,8 миллиарда иен (1,8 миллиарда долларов). По информации комиссии, за девять лет работы AIJ получил убытки в размере 109,2 миллиарда иен.
AIJ потерял в том числе и средства 94 (по другим данным - 84) пенсионных фондов, которые управляли накоплениями 880 тысяч японцев и заключили с инвестиционной компанией дискреционные договоры (дают полномочия принимать решение от имени клиента в отношении покупаемых ценных бумаг). Это в основном небольшие фонды, которые могут обанкротиться из-за утраты накоплений, так как не смогут справиться с текущими выплатами пенсионерам.
Ранее фонд уверял клиентов, что чистые активы организации (общая сумма активов за вычетом обязательств) составляют 209 миллиардов иен. По мнению SESC, топ-менеджеры AIJ фальсифицировали финансовую отчетность, чтобы привлечь средства от новых клиентов, которых могут отпугнуть неважные показатели деятельности. Кроме того, как считает регулятор, AIJ намеренно вводил в заблуждение инвесторов, обещая им явно завышенную доходность.
27 марта президент AIJ Кацухико Асакава (Kazuhiko Asakawa) впервые прокомментировал подозрения SESC. Глава компании признался, что отчеты фальсифицировали по его приказу, и извинился перед инвесторами. Асакава заявил, что убытки обусловлены не намеренными действиями топ-менеджмента, а неудачной игрой на биржах и рынках производных финансовых инструментов (деривативов). Президент, по его словам, был уверен, что, продолжая рискованную биржевую игру, он сможет компенсировать убытки.
Асакава пообещал инвесторам вернуть потраченные 1,3 миллиарда долларов, но не смог объяснить, как он собирается это сделать. Объем свободных средств на счетах AIJ составляет 8 миллиардов иен, а годовая зарплата президента, по его собственному признанию, не превышала 70 миллионов иен (845 тысяч долларов). Глава AIJ заверил, что смог бы получить прибыль на бирже, будь у него еще 10 миллиардов иен.
По японским законам нарушителям грозит весьма мягкое наказание. Саму компанию могут оштрафовать на 300 миллионов иен. Менеджеры рискуют оказаться в тюрьме на три года и (или) получить штраф в размере 3 миллионов иен.
Как отмечают японские СМИ, скандал с утратой средств в AIJ показывает наличие серьезных просчетов со стороны властей, которые предоставили частным пенсионным фондам свободу действий в инвестировании клиентских накоплений.
SESC подозревает, что AIJ, воспользовавшись слабым контролем со стороны государства, мог вывести средства в трастовые фонды на Каймановых островах. Ранее Reuters сообщало, что для этих целей AIJ, возможно, воспользовался услугами некоего банка на Бермудах. По информации Bloomberg, этой финорганизацией мог оказаться Bank of Bermuda - подразделение HSBC. В распоряжении агентства оказался документ без указания даты, в котором Bank of Bermuda значится как администратор фонда. В пользу версии о сомнительных связях HSBC и AIJ свидетельствуют также заявления основателя ITM (брокер AIJ) Хидеки Нишимура. Последний заверил, что никогда не беспокоился о финансовом состоянии AIJ, так как предоставляемые им и банком HSBC данные о чистой стоимости активов инвестфонда всегда совпадали.
К столь масштабной утрате накоплений, кроме действий руководства AIJ, привел непрофессионализм менеджеров пенсионных фондов, которые поверили в чересчур благоприятные условия, предлагаемые инвестиционной компанией. По информации Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, 80 процентов местных пенсионных фондов вообще не имеют опыта в управлении активами, поэтому доверяют средства инвестиционным компаниям.
Также одной из причин сложившейся ситуации могла стать порицаемая в Японии практика amakudari: переход высокопоставленных чиновников на посты топ-менеджеров в профильных частных компаниях. В частности, ряд бывших сотрудников из Министерства здравоохранения, труда и благосостояния, а также из Агентства социального страхования (Social Insurance Agency, сейчас - Japan Pension Service) в настоящее время занимают посты в 42 частных пенсионных фондах, доверивших средства AIJ. Аналитики уже начали высказывать предположения, что руководство последнего задействует связи своих клиентов в будущих судебных процессах.
В Японии пока не произошло резкого оттока пенсионных накоплений из частных структур на фоне скандала с AIJ. Кроме подрыва доверия к частным пенсионным фондам, в числе возможных последствий можно назвать новые обвинения в коррупции и участие в скандале международных финорганизаций, которые, несомненно, знали об истинном положении AIJ, но молчали, продолжая извлекать прибыль. Скандал только набирает обороты, однако уже сейчас ясно, что потерявшим свои средства японцам не стоит рассчитывать на возврат накоплений.