Для крупного бизнесмена иметь много родственников полезно: при случае можно всех назначить на ключевые посты в своей компании. Однако когда наступает момент делить наследство, многочисленные братья, сестры и их потомки серьезно осложняют жизнь. Подобным образом, похоже, изменилась в последнее время и жизнь Ли Гон Хи (Lee Kun-hee), главы Samsung - крупнейшей южнокорейской корпорации.
За последние несколько месяцев к Ли Гон Хи было подано три иска, и все, можно сказать, "семейные". Инициаторы судебных разбирательств - старший брат, старшая сестра и семья племянника председателя совета директоров Samsung Group - требуют активы, которые они якобы недополучили при разделе наследства основателя корпорации Ли Бён Чхоля (Lee Byung-chull).
Ли Бён Чхоль родился в 1910 году в семье крупного землевладельца в уезде Ыйрён южнокорейской провинции Кёнсан-Намдо. Учился он в Японии - в токийском университете Васэда, однако степень так и не получил. Отец Ли Бён Чхоля умер рано, и унаследованное состояние тот использовал для запуска производства рисовой муки и лапши. В 1938 году он основал торговую компанию Samsung Sanghoe, где работало всего 40 человек.
Первый логотип Samsung (что по-корейски означает "три звезды") именно из них и состоял. Как пояснял Ли Бён Чхоль, число "три" означало признаки чего-то "масштабного, гармоничного и влиятельного", а "звезды" - вечность. По другим данным, звезды могли ассоциироваться с тремя сыновьями бизнесмена.
Бизнес Samsung Sanghoe процветал, и в 1947 году головной офис компании переехал в Сеул. Развитию корпорации не помешала даже Корейская война 1950-х годов. В 1953 году Ли Бён Чхоль основал еще одну торговую фирму - Cheil Sugar, прибыли которой направил на формирование ряда других компаний, которые, к примеру, продавали шерсть и ткани (Cheil Wool Textile Co.), страховые полисы, машины, управляли универмагами (Shinsegae).
В 1961 году Ли Бён Чхоль объединил все свои активы в Samsung Corporation и стал председателем совета директоров компании. В 1969 году он создал Samsung Electronics и организовал ряд подразделений, работавших на рынке бытовой электроники - Samsung Electronics Devices Co., Samsung Electro-Mechanics Co., Samsung Corning Co. и Samsung Semiconductor & Telecommunications Co. Первым товаром в этом сегменте, который начала продавать корпорация, стали черно-белые телевизоры. В 1983 году Samsung запустил производство персональных компьютеров. В итоге Samsung Electronics стал одним из основных и крупнейших подразделений группы, владеющей активами в тяжелой, легкой, химической промышленности, финансах, маркетинге, строительстве и других отраслях.
В 1987 году, когда Ли Бён Чхоль умер в возрасте 77 лет от рака легких, Samsung входила в 50 крупнейших мировых корпораций и уже около десяти лет являлась самой большой в Южной Корее. На момент смерти основателя в корпорации работало 75 тысяч человек, а в 2010 году - более 340 тысяч. В том же 2010 году оборот Samsung (172 миллиарда долларов) составлял почти пятую часть всего ВВП Южной Кореи.
После смерти Ли Бён Чхоля наследниками Samsung стали его дети. При этом особенно подробной информации о потомках Ли Бён Чхоля в СМИ не так уж и много. Так, в сообщении The New York Times о смерти Ли Бён Чхоля говорится, что у него было четверо сыновей и шестеро дочерей. Однако в последних публикациях СМИ приводится информация, что у Ли Бён Чхоля всего восемь детей.
Сначала сообщалось только, что пост председателя совета директоров Samsung занял Ли Гон Хи, третий сын основателя корпорации. Для восточного бизнеса это в целом достаточно необычное решение: как правило, главным наследником становится старший сын. Однако все споры насчет того, кому становиться главой Samsung, если и были, то на публику не выносились.
В 1990-е годы от Samsung отделилась часть дочерних предприятий, которые возглавляли другие его потомки: сеть Shinsegae (торговые центры), Cheil Jedang (производство продуктов питания) и Hansol (бумажное производство). Тогда же Samsung под руководством Ли Гон Хи начала активно развиваться на зарубежных рынках: в США, Великобритании, Германии, Таиланде, Мексике и Китае.
По данным Korea IT Times, Shinsegae Group управляет самая младшая дочь Ли Бён Чхоля Ли Мён Хи (Lee Myung-hee), Cheil Jedang принадлежит его внуку Ли Чже Хёну (Lee Jae-hyun).
В статье на London Korean Links сообщается, что жена Ли Гон Хи - Кан Ха Ра (Kang Ha-ra) управляет семейным музеем искусств, дочь Ли Бо Чжин (Lee Boo-jin) - сетью отелей, а дочь Ли Се Хён (Lee Seo-hyun) - розничными продажами модной одежды. Сын нынешнего главы Samsung Ли Чже Ён (Lee Jae-yong) с 2010 года является президентом Samsung Electronics. Еще одна дочь Ли Гон Хи - Ли Юн Хён (Lee Yoon-hyung) в 2005 году совершила самоубийство, так как отец запретил ей выходить замуж за ее друга. На похороны дочери глава корпорации не пришел.
О том, что в семье зреют споры из-за наследства основателя Samsung, стало известно в феврале 2012 года, когда к Ли Гон Хи подал иск его старший брат Ли Мэн Хи (Lee Maeng-hee). Сумма иска составила 700 миллиардов вон (около 625 миллионов долларов).
Чуть позже иск на 190 миллиардов вон к главе Samsung подала его старшая сестра Ли Сук Хи (Lee Sook-hee).
Наконец, 28 марта агентство "Ренхап" сообщило, что в суд обратилась семья Ли Чже Чхана (Lee Jae-chan) - племянника Ли Гон Хи, потребовав с последнего акции производителя электроники и средства на общую сумму в 100 миллиардов вон. Ли Чже Чхан был ребенком Ли Чхан Хи (Lee Chang-hee) - второго сына Ли Бён Чхоля. Внук основателя Samsung покончил с собой в 2010 году после серии неудач в бизнесе.
Истцы утверждают, что Ли Гон Хи, став главным наследником Ли Бён Чхоля, получил больше активов, чем ему причиталось. Так, Ли Мэн Хи утверждает, в частности, что его младший брат присвоил себе акции, которые их отец держал под другими именами. В ответ в Samsung отметили, что вопрос о наследстве среди потомков Ли Бён Чхоля давно улажен, и больше этот вопрос не комментировали.
Любопытно, что иски родственников Ли Гон Хи практически совпали с сообщениями местных СМИ о том, что стоимость активов, принадлежащих ему и его семье, достигла 25 марта рекордной отметки в 13 триллионов вон (почти 11,5 миллиарда долларов).
29 марта вдова и старший сын Ли Чхан Хи заявили, что не намерены судиться со своим родственником Ли Гон Хи. Впрочем, у главы Samsung еще есть много "близких", чтобы затаскать его по судам. Не исключено, что ему придется последовать примеру китайского миллиардера Стэнли Хо, который в начале прошлого года был вынужден согласиться на полюбовный раздел своей империи казино между своими 17 детьми.