Главный редактор грузинского Forbes Реваз Сакеваришвили объявил 27 марта, что уходит из журнала из-за снятия издателями интервью с оппозиционным политиком Бидзиной Иванишвили. В ответ ИД Media Partners заявил, что никакой цензуры в журнале нет, а Сакеваришвили был уволен за плагиат. За бывшего главреда Forbes вступился и сам Иванишвили, опровергнувший заявление Media Partners.
Столь громкого скандала в грузинском Forbes, который запустился только три месяца назад, вряд ли кто-то мог ожидать, по крайней мере так скоро. Грузинская версия одного из главных финансовых журналов мира стала в некотором смысле юбилейной - двадцатой по счету. На презентации нового журнала в декабре 2011 года главный редактор Реваз Сакеваришвили говорил об изменениях, произошедших в Грузии, и о бизнес-потенциале страны. Сомнений в том, что грузинский Forbes станет успешным изданием, у Сакеваришвили не было. "Это новое начинание (запуск журнала Forbes - прим. "Ленты.ру") вместе с теми достижениями, которые уже есть в Грузии, доказывают что здесь можно делать бизнес, и что наши деловые инициативы будут удачными," - говорил главный редактор.
В журнале Сакеваришвили собирался поначалу публиковать переводной контент, постепенно все больше переходя к материалам о Грузии. По задумке главного редактора, грузинский Forbes должен был рассказывать о местном бизнесе и экономике, о главных предпринимателях страны, а также о соседних странах, оказывающих то или иное политическое или экономическое влияние на Грузию.
Реваз Сакеваришвили. Фото с официальной страницы грузинского Forbes на Facebook
К апрельскому номеру журнал Forbes стал готовить материал о, собственно, главном предпринимателе и самом богатом человеке Грузии Бидзине Иванишвили. Иванишвили (его состояние оценивается в 6,4 миллиарда долларов), спонсировавший "бархатную" революцию в Грузии в 2003 году, долгие годы после этого политикой не занимался, предпочитая благотворительность. Однако в октябре 2011 года бизнесмен неожиданно заявил о своем желании принять участие в парламентских выборах, вскоре после чего был лишен грузинского гражданства, а значит - и возможности зарегистрировать партию. Тем не менее, в декабре 2011 года Иванишвили представил политическую коалицию "Грузинская мечта", которая, по его задумке, когда-то должна преобразоваться в партию. Грузинские власти считают Иванишвили, выступающего против "тотальной монополизации власти" со стороны Михаила Саакашвили и за нормализацию отношений с Россией, агентом российского влияния. Сам же бизнесмен гордо называет себя "последним свободным человеком в стране".
Оппозиционным грузинским политиком заинтересовался американский Forbes - сделав про него материал и поместив его фотографию на обложку. Главный редактор уже постфактум объяснил российскому Forbes, что именно после этого он стал добиваться от учредителей из Media Partners разрешения на публикацию интервью с Иванишвили в грузинском Forbes, и после ряда возражений "эту идею с грехом пополам пробили". Однако президент издательского дома Гагик Егиазарян (к слову, бывший заместитель министра приватизации Армении) взамен принял активное участие в подготовке интервью, рекомендуя одни вопросы и запрещая другие. Но когда Егиазарян начал "резать" уже готовый материал, а в конце концов запретил отправлять номер в типографию, Сакеваришвили, предупредив головной офис Forbes в США, объявил о своем уходе из журнала. Текст неотцензурированного издателем интервью с Иванишвили он разместил в интернете.
Как Сакеваришвили заявил журналистам на специально созванной пресс-конференции 27 марта, издатель Forbes уже не первый раз вмешивался в редакционную политику журнала, пытаясь вносить изменения даже в шрифт и дизайн. При этом, как объяснил бывший главред в интервью своим российским коллегам, у Егиазаряна не было ни журналистского опыта, ни знания грузинского языка: материалы он вычитывал с помощью онлайн-переводчика или с помощью другого человека.
Насколько решение Егиазаряна цензурировать последний номер было политически мотивированным, Сакеваришвили в интервью Forbes напрямую не сказал, хотя и отметил, что "фактор Иванишвили" в этой истории исключить нельзя. При этом, портал "Грузия Online", пересказывая выступление Сакеваришвили на пресс-конференции, написал, что тот объяснил конфликт дружбой Егиазаряна "с главой внешней разведки Грузии Гелой Бежуашвили и нежеланием 'огорчать' такой публикацией грузинские власти".
Издательский дом Media Partners опубликовал свою официальную реакцию на заявления Сакеваришвили только на следующий день, 28 марта. Из пресс-релиза следовало, что главный редактор Forbes не ушел из журнала сам, а был уволен издательским домом еще 26 марта. Причиной увольнения стало то же самое интервью с Иванишвили. Правда, в Media Partners материал назвали "плагиатом" - на взгляд издателей, вопросы, которые составил Сакеваришвили, в большинстве своем повторяли вопросы из статьи "Не думал что стану миллиардером", которая была опубликована в "Ведомостях" в 2005 году. Тем самым, как заявили издатели, речь в этой истории шла не о цензуре, а о нарушении главным редактором Forbes норм журналистской этики. Публикацию же интервью на других сайтах в Media Partners назвали незаконной и пообещали изучить "судебные перспективы демарша Реваза Сакеваришвили".
Сакеваришвили, со своей стороны, опроверг заявления своих бывших издателей о плагиате. Бывший главный редактор предложил всем желающим сравнить интервью в "Ведомостях" и подготовленный им материал для Forbes и добавил, что вопросы в них просто не могли быть одинаковыми в силу большого временного промежутка между двумя публикациями. Сакеваришвили также пообещал опубликовать в ближайшее время деловую переписку с Media Partners, которая должна подтвердить его слова об активном вмешательстве издательства в дела журнала.
Сакеваришвили в его конфликте с Media Partners поддержала и основанная Иванишвили "Грузинская мечта". Коалиция выразила свою поддержку всем независимым журналистами и СМИ и заявила, что прекратит все контакты с журналом Forbes "до тех пор, пока будут существовать сомнения в его независимости". Она назвала заявление Media Partners о плагиате некомпетентным и подтвердила, что "настоящая причина действий приближенного к властям издателя хорошо известна – в очередной раз заблокировать любую активность Иванишвили". Коалиция также отметила, что подобного скандала с журналом Forbes не случалось ни в одной стране мира.
Владимир Федорин. Фото с сайта telekritika.ua
Действительно, даже если отбросить вопрос о том, по каким именно причинам Егиазарян не пустил в печать номер про Иванишвили, ситуацию в грузинском Forbes вряд ли можно назвать нормальной. Причем поле для возможного конфликта между издателем и редакцией было заложено, по-видимому, с самого начала: как объяснил Сакеваришвили в интервью Forbes, в его контракте с Media Partners вопрос редакционной политики не обговаривался. По соглашению издательский дом должен был просто обеспечить условия работы, но, судя по словам Сакеваришвили, Егиазарян понимал этот пункт именно как возможность управлять контентом журнала.
Отношения издателя или владельца с редакцией вещь всегда щепетильная, но все же в разных СМИ они могут складываться по-разному. Причем, как видно на примере того же Forbes, разниться они могут не просто от издания к изданию, но и внутри одного медийного бренда. Показателен в этом смысле украинский Forbes. Как рассказал "Ленте.ру" его главный редактор Владимир Федорин, в его контракте, составленном в ходе долгих переговоров, был прописан "принцип невмешательства издателя в редакционную политику". Таким образом, Федорин, подписавший контракт на три года, закрепил за собой по сути полную свободу действий в редакционных делах и исключил возможность снятия какого-либо материала по воле издателя.
Такая журналистская "вольница", сложившаяся в украинском Forbes, объясняется, конечно, не только особыми условиями контракта Федорина, но и национальными особенностями страны. По словам Федорина, в украинских СМИ, в отличие от тех же российских, объективно больше свободы слова - в силу "гораздо более конкурентного политического ландшафта". Неудивительно поэтому, что российские медиаменеджеры все чаще уезжают работать на Украину: там они сталкиваются не только с меньшим цензурным давлением, но и находят возможность заниматься качественными проектами в отсутствии серьезной конкуренции на еще только развивающемся украинском рынке. И успех украинского Forbes, запустившегося всего год назад, тому подтверждение: редакции журнала, по сути, удалось сделать первое деловое издание такого уровня в стране.
В казахском же Forbes, также запустившемся совсем недавно, в сентябре 2011 года, редакционная ситуация первоначально была совсем особенной, с почти "восточным колоритом". Первым главным редактором журнала стал его же владелец, Арманжан Байтасов. Причем, как крупный медиабизнесмен, Байтасов не мог исключить попадания своего имени на страницы или в рейтинги своего же журнала. Правда, редактировал свой журнал Байтасов недолго: с февраля 2012 года главным редактором стал Рашид Дюсембаев.
Что именно теперь ждет грузинский Forbes, который запускался с такой торжественностью и всего три месяца спустя оказался в центре громкого цензурного скандала, непонятно, тем более что история может и не ограничиться простым обменом заявлениями между конфликтующими сторонами в СМИ. Очевидно, тем не менее, что репутации Media Partners, как и репутации грузинской версии журнала нанесен серьезный урон - с которым придется справляться уже новому главному редактору. А найти его, учитывая рассказ Сакеваришвили о его почти абсурдных отношениях с издателем, может быть теперь не так уж и просто.