Дело налоговых уклонистов из Германии, которые прячут свои деньги в швейцарских банках, грозит осложнить отношения между двумя странами. Спустя два года после того, как федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия купила данные немецких неплательщиков, хранящих деньги в Credit Suisse, прокуратура в Берне решила арестовать трех налоговиков, участвовавших в сделке. В Швейцарии их обвиняют в экономическом шпионаже, а в Германии хотят наградить орденами "За заслуги перед ФРГ". Новый виток скандала пришелся очень некстати - на кону двустороннее соглашение о налоговых уклонистах, которое упорно блокирует оппозиция.
Информация об ордере на арест немецких чиновников просочилась в немецкую прессу 1 апреля, хотя он был выдан еще 20 марта. Прокуратура Швейцарии обратилась к властям Германии за помощью в расследовании в отношении трех сотрудников налоговой службы Северного Рейна-Вестфалии. Действие ордера распространяется только на территорию Швейцарии - там немецким чиновникам грозит арест и судебное разбирательство.
Действия прокуратуры мгновенно вызвали волну возмущения и протестов в Германии - особенно со стороны социал-демократов и "Зеленых". Они считают, что федеральные власти делают недостаточно для того, чтобы Швейцария изменила свою банковскую политику и перестала укрывать неплательщиков. Премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии Ханнелоре Крафт (Hannelore Kraft) из СДПГ первой заступилась за немецких чиновников и назвала ордер на их арест "чудовищным". Она подчеркнула, что налоговики не совершили ничего противозаконного: вычислять налоговых уклонистов и возвращать деньги в казну - это их прямая обязанность.
Бывший министр финансов Германии Пер Штайнбрюк (Peer Steinbrueck), также представляющий социал-демократов, заявил в интервью швейцарской радиостанции DSR, что Берн путает причину и следствие. Работа немецких чиновников - это следствие того, что швейцарские банки предоставляют немецким гражданам возможность уйти от уплаты налогов. Его однопартиец, министр финансов Баден-Вюртемберга Нильс Шмид (Nils Schmid) и вовсе заявил, что Германия в свою очередь может выдвинуть против швейцарских банков обвинение в пособничестве в уклонении от налогов.
Негодование социал-демократов, поддержанное "Зелеными", достигло кульминации в заявлении руководителя парламентской фракции СДПГ в бундестаге Томаса Опперманна (Thomas Oppermann), который предложил наградить трех налоговиков, которых швейцарцы хотят судить, орденами "За заслуги перед ФРГ". Он потребовал, чтобы правительство взяло их под свою защиту.
Мнение оппозиционных политиков поддержал и председатель Немецкого профсоюза налоговых работников Томас Айгенталер (Thomas Eigenthaler). Он считает, что швейцарцы не случайно выбрали время для выдачи ордеров на арест. Именно сейчас стороны готовятся подписать долгожданное соглашение о том, как швейцарским банкам в будущем поступать с немецкими налоговыми уклонистами. Известно, что этот документ не одобряет оппозиция, считая его слишком мягким. По мнению Айгенталера, прокуратура Швейцарии решила использовать дело против немецких налоговиков как метод запугивания.
На удивление спокойно отреагировали на этот судебный процесс в правительстве Германии. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schaeuble) заявил, что в Швейцарии свое уголовное право и там нарушение банковской тайны - уголовно наказуемое преступление. Он подчеркнул, что это дело никак не отразится на переговорах о двустороннем соглашении. Причем, чем быстрее оно вступит в силу, тем проще будет решить проблему с обвиняемыми немецкими налоговиками. В обсуждаемом документе прописано, что Швейцария не имеет права преследовать немецких чиновников в судебном порядке за получение информации о налоговых уклонистах.
Швейцарская прокуратура начала расследование по делу об утечке данных из банка Credit Suiss еще в 2010 году, но с обвиняемыми определилась почему-то только сейчас. В Берне уверяют, что в этом деле нет политической подоплеки. Однако, несмотря на это, федеральный прокурор Михаэль Лаубер (Michael Lauber) ушел от ответа, когда его спросили, согласовывался ли вопрос ареста с правительством. Он только отметил, что в случаях экономического шпионажа прокуратура обычно тесно сотрудничает с правительством.
Совсем без контактов с властями прокуратура обойтись не могла. В Швейцарии для политических преступлений, к которым относится и экономический шпионаж, предусмотрена процедура одобрения правительством. Власти могут наложить вето на расследование того или иного дела, если оно вредит политическим - особенно внешнеполитическим - интересам страны. В случае с банком Credit Suisse власти отказались от своего права вето еще в 2010 году, когда расследование только запускалось. Независимые швейцарские юристы считают, что по сути обвинения выдвинуты в рамках швейцарских законов, но прокуратура явно не церемонится при этом с государственными интересами.
Впрочем, не исключено, что Лаубер все-таки постарался учесть политические нюансы, действуя в рамках швейцарского законодательства. С одной стороны, он, как и положено, возбудил дело против людей, нарушивших банковскую тайну, а с другой - не стал выдавать международный ордер на их арест, чтобы не накалять ситуацию. Кроме того, в швейцарской прокуратуре стараются представить ситуацию таким образом, как будто они обратились к своим коллегам из Германии за помощью, а те слили информацию в немецкие СМИ в самый неподходящий момент, чтобы спровоцировать конфликт.
Швейцарские политики и пресса не видят ничего неожиданного в ордере на арест. Немецкие налоговики не просто купили у работника банка Credit Suisse диск с данными об уклонистах, а сделали его своим шпионом. Зимой 2010-2011 годов они встречались несколько раз и попросили его выяснить, не помогает ли швейцарский банк в своих немецких филиалах гражданам ФРГ уходить от налогов.
В итоге они получили нужные данные - особенно ценной была секретная презентация банка 2004 года, посвященная теме неплательщиков из Германии. В ней сообщалось, что 88 процентов денег клиентов, которые лежат в немецких филиалах Credit Suisse, не облагались налогами. Однако, судя по документам, в банке понимали, что долго так продолжаться не может и пытались найти выход. В итоге именно этот документ позволил немецким властям проводить обыски в филиалах швейцарских банков в Германии.
Информатора немецких налоговых служб и посредника между ним и налоговыми службами ФРГ судили в Швейцарии. В декабре 2011 года сотрудника Credit Suisse, слившего секретные данные, приговорили к условному сроку и денежному штрафу, а посредник покончил с собой еще во время предварительного заключения в Берне. Данные, полученные от этих людей, позволили Германии начать расследование в отношении более тысячи уклонистов, чьи вклады оцениваются в 1,2 миллиарда евро. Банк Credit Suisse согласился выплатить немецким властям 150 миллионов евро, чтобы снять обвинения со своих сотрудников. При этом власти Северного Рейна-Вестфалии в 2010 году заплатили за диск с данными всего 2,5 миллиона евро.