Когда Юлию Тимошенко в конце прошлого года приговорили к семи годам лишения свободы за нанесение государству ущерба при заключении газовых договоренностей с Россией, казалось, что самое худшее, что могло случится с бывшим украинским премьером, уже случилось - никаких тебе парламентских или президентских выборов в ближайшей перспективе. Но позже Тимошенко заподозрили уже в государственной измене, а теперь вот к этому может добавиться и обвинение в соучастии в убийстве.
Речь идет о преступлении 16-летней давности. В то время Тимошенко возглавляла компанию "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ), которая при покровительстве тогдашнего премьер-министра и земляка Юлии Владимировны Павла Лазаренко приобрела монополию на торговлю российском газом. При полном попустительстве президента страны Леонида Кучмы пара Лазаренко-Тимошенко подмяла под себя практически весь энергетический комплекс страны, наворотив столько темных делишек, что их потом еще долгие годы расхлебывали следственные органы трех стран - Украины, США и России. Тут и отмывание денег, и коррупционные схемы при перепродаже российского газа и какие-то спекуляции с участием представителей Минобороны РФ, словом, всего и не перечислишь. Нынешний Генпрокурор Украины Виктор Пшонка, например, назвал дела, связанные с ЕЭСУ, "самой большой аферой за время независимости Украины". По его словам, в результате деятельности Тимошенко Украина оказалось должна России более 400 миллионов долларов.
Правда, к ответу за все эти аферы пока смогли привлечь лишь Лазаренко и то лишь потому, что им в конечном счете занялись американцы. Все уголовные дела в отношении бывшей главы ЕЭСУ были закрыты после того, как на Украине в 2005 году победила "оранжевая" революция, одним из вождей которой и являлась Тимошенко. Сейчас эти дела пытаются реанимировать.
Но в далеком 1996-м Юлия Владимировна была далека от политики, с головой погрузившись в бизнес. Однако ее непосредственный шеф - Лазаренко - как премьер-министр вряд ли мог оставаться в стороне от политических процессов, тем более, что он олицетворял собой "днепропетровский клан" - на середину 90-х самую влиятельную номенклатурно-хозяйственную группировку, которой традиционно противостояли "донецкие". Одним из самых влиятельных представителей последних был Евгений Щербань, убийство которого может теперь аукнуться Тимошенко очередным делом, теперь уже не "газовым", а "мокрым".
Депутата Верховной Рады и бизнесмена Евгения Щербаня называли самым влиятельным человеком донецкого региона, где пока не набрал силу Ринат Ахметов, а про Виктора Януковича на общеукраинском уровне еще никто слыхом не слыхивал. Считалось, что именно Щербань, как самостоятельный человек и способный политик, может повести "донецких" в поход на Киев, где окопался Кучма с "днепропетровскими". Тем более, Донбасс был последним регионом страны, который еще не освоила ЕЭСУ. Щербань, в частности, контролировал газотрейдерскую компанию "Индустриальный Союз Донбасса", которая сохранила за собой право поставлять в регион природный газ. Это добавило остроты в противостояние депутата с днепропетровской парочкой.
3 ноября 1996 года Щербаня, возвращавшегося из Москвы, где он посещал юбилей Иосифа Кобзона, застрелили прямо в аэропорту Донецка. Депутат едва успел сойти с трапа ЯК-40, как двое киллеров, один из которых был вооружен пистолетом, а другой - автоматом Калашникова, расстреляли его в упор вместе с женой, механиком и бортинженером самолета. В лучших традициях того лихого времени убийцы скрылись.
Впоследствии личность убийц была установлена - ими оказались профессиональные киллеры: Вадим Болотских по кличке "Москвич" (он является гражданином России) и Геннадий Зангелиди по кличке "Зверь" (именно он стрелял из автомата). В 2003 году Болотских был осужден на пожизненное заключение. "Зверя" убили свои же бандиты, после того как на него вышли правоохранительные органы. Главный фигурант дела Щербаня, местный авторитет Евгений Кушнир, в группировку которого, по официальной версии, и входили киллеры, был убит в донецком СИЗО. Вопрос о заказчиках, как это обычно бывает в подобных случаях, так и остался открытым.
Разговоры о причастности Тимошенко к убийству Щербаня ходили давно, но до сих пор правоохранительные органы отказывались реагировать на все подобные инсинуации. Осенью прошлого года первый заместитель Генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин сообщил, что в материалах дел, которые американцы завели против Лазаренко, есть информация о том, что исполнителям убийства якобы оплатили работу со счетов самого экс-премьера и главы ЕЭСУ Юлии Тимошенко. "Допрошенный прокуратурой США свидетель по делу Лазаренко прямо сказал, что киллер за убийство Щербаня получил деньги со счетов Лазаренко и Тимошенко. Свидетель ссылается на разговор с заказчиком, который сказал: "Юля заплатит", имея в виду, "заплатит за убийство", - рассказал Кузьмин, пояснив, впрочем, что дело по этому эпизоду на Украине вряд ли возбудят, поскольку материалы его находятся в США, как и свидетели, которые давали показания.
Пока Тимошенко судили за газовые договоренности, об убийстве Щербаня мало кто вспоминал. Это дело снова приобрело широкий резонанс лишь, после того как прокуратура вернулась к деятельности ЕЭСУ. Однако по-настоящему на новый уровень оно вышло, когда сын Евгения Щербаня Руслан заявил, что располагает неопровержимыми доказательствами причастности Тимошенко к убийству отца. "Я много раз лично присутствовал во время бизнес-переговоров моего отца с Тимошенко и Лазаренко. Последние все время требовали от моего отца поступиться своими бизнес-интересами в интересах компании ЕЭСУ неоднократно угрожая ему расправой. Об этом известно многим другим людям", - рассказал Руслан Щербань. По его словам, Лазаренко должен был вернуть его отцу долг в 50 миллионов долларов, но до настоящего времени этого не сделал.
Объясняя свое долгое молчание, Руслан Щербань, являющийся ныне депутатом Донецкого областного совета от фракции Партии регионов, пояснил, что боялся говорить, поскольку заказчики преступления занимали высокие должности в государстве и могли отомстить ему. Это не очень вяжется с реальным положением дел, поскольку Лазаренко после 1997 года не занимал никаких должностей, а Тимошенко в 2001 году вообще сидела в СИЗО и ее запросто можно было "дожать". Правда, в то время президентом был еще Кучма, который вполне мог быть заинтересован в ликвидации Щербаня. Тогда Леонид Данилович еще не так благоволил к "донецким", как в конце своего правления.
Руслан Щербань, как и обещал, передал в Генпрокуратуру некие свидетельства, следствием чего стало заявление Виктора Пшонки о том, что Тимошенко будет допрошена как свидетель в деле об убийстве Щербаня. Ранее уже упоминавшийся Ренат Кузьмин подтвердил свое прошлогоднее заявление и рассказал, что деньги на счета киллеров поступили от фирм, которые контролировались Лазаренко и Тимошенко.
В ответ на заявления сына убитого депутата заместитель Тимошенко по партии "Батькивщина" Александр Турчинов отметил, что заявление Щербаня-младшего полностью противоречит показаниям, которые он дал в 2003 году в суде над убийцами отца и в которых ни разу не упомянул Тимошенко. "Он под диктовку Генеральной прокуратуры, высшего руководства страны и своей партии начинает привлекать к этим фальшивым показаниям имя Юлии Тимошенко, четко выполняя политический заказ", - считает Турчинов. Впрочем, в Генпрокуратуре его претензии подняли на смех, припомнив, что именно Турчинов яростно защищал депутата от Блока Юлии Тимошенко Виктора Лозинского, которого в итоге осудили за зверское убийство. Что же касается показаний Щербаня-младшего, то, по словам начальника Главного управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Андрея Курыся, они "совершенно не поменялись" по сравнению с 2003 годом, но "дополнились".
В Уголовном кодексе Украины есть две статьи, по которым могут привлечь Тимошенко в деле Щербаня. Помимо собственно 115-й (убийство, наказывается тюремным заключением на срок от 10 до 15 лет, причем, согласно украинскому законодательству, ответственность несет как исполнитель, так и заказчик, а также лица, выступающие в роли организатора, подстрекателя, пособника), есть еще и статья 255, в которой говорится о "материальном обеспечении преступной деятельности организованной группы" (наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет). Речь ведь идет о банде Кушнира, вполне себе организованной группе. Конечно, сложно себе представить, что обвинение намерено засадить Тимошенко на ближайшие лет двадцать, но с другой стороны, еще в прошлом году никто не верил, что Железная Леди Украины вообще окажется за решеткой.