Истребитель Су-35С совершил 500 полетов в рамках программы испытаний, начавшейся в 2008 году. В компании "Сухой" объявили, что этот истребитель по многим своим характеристикам превосходит или способен превзойти все основные зарубежные аналоги "и противодействовать самолету F-22A". Сравнение характеристик для этого заявления, очевидно, производилось по открытым данным, которые с реальностью могут иметь мало общего. Впрочем, ранее потенциал Су-35С оценили австралийское агентство Air Power Australia и компания RepSim.
В настоящее время в программе летных испытаний Су-35С принимают участие четыре самолета. Последний из них был передан Государственному летно-испытательному центру Министерства обороны России имени Чкалова в марте 2012 года. Пятисотый полет истребитель совершил под управлением летчика-испытателя полковника Сергея Богдана. По данным "Сухого", Су-35С готов к прохождению испытаний на боевое применение, по завершении которых самолет будет принят на вооружение ВВС России.
В середине марта 2012 года сообщалось, что ВВС России до конца года получат первые шесть серийных истребителей Су-35С. В соответствии с подписанным в 2009 году контрактом, военные до 2015 года должны получить 48 истребителей Су-35. Как ожидается, после 2015 года может быть подписан контракт на поставку еще такого же числа самолетов. "Су-35 это продолжение глубокой модернизации самолета Су-27СМ3", - заявил в марте 2012 года представитель ВВС России полковник Владимир Дрик.
В ходе испытаний "Сухой" подтвердил характеристики Су-35С, включая сверхманевренность, устойчивость, управляемость, работу навигационной системы, бортового оборудования и двигателей. Максимальная достигнутая скорость у земли составила 1,4 тысячи километров в час, на высоте - 2,4 тысячи километров в час, а предельная высота - 18 тысяч метров. Радар самолета в режиме "воздух-воздух" может обнаруживать цели на дальности до 400 километров, а оптико-локационная станция - на дальности до 80 километров.
"Заложенные в самолете потенциальные характеристики позволят превосходить все тактические истребители поколения '4' и '4+' типа Rafale и EF 2000 (Eurofighter Typhoon - примечание "Ленты.ру"), модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35 и противодействовать самолету F-22A", - говорится в пресс-релизе "Сухого", посвященном пятисотому полету Су-35С. При этом возможности нового российского истребителя намного превосходят возможности уже стоящих на вооружении ВВС России боевых самолетов.
С одной стороны, можно порадоваться за российскую авиационную промышленность, способную выпускать "самые-самые" самолеты. С другой же заявление "Сухого" вызывает множество вопросов. Во-первых, не понятно, почему американский перспективный истребитель F-35 Lightning II, разработка которого завершится в 2016-2018 годах, отнесен к модернизированным самолетам? Ведь он создается не на базе существующего уже истребителя, а фактически с нуля, но с учетом опыта, полученного при разработке малозаметных самолетов и истребителя пятого поколения F-22 Raptor.
Во-вторых, российская компания не уточнила, какие данные по иностранным самолетам были использованы для сравнения характеристик. Если по F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet и Super Hornet основные характеристики открыты и известны уже давно, то F-35 и F-22 пока остаются темными лошадками. Многие данные по этим самолетам засекречены, особенно по F-22, который даже запрещено поставлять на экспорт из-за опасений утечки секретных технологий.
В-третьих, в пресс-релизе "Сухой" не уточнил, что означает формулировка "заложенные в самолете потенциальные характеристики". То есть в настоящее время Су-35С не превосходит зарубежные аналоги и сможет их превзойти только после модернизации? Или это означает, что испытания самолета пока не завершены и разработчики еще не совсем представляют, на что способна эта машина? И, наконец, не понятно, как можно сравнивать боевые самолеты разных классов: тяжелый Су-35С и легкие F-16 и F/A-18.
Согласно классификации боевых самолетов к легким истребителям относятся машины со взлетной массой от десяти до 17 тонн, к средним - от 17 до 25 тонн и к тяжелым - более 25 тонн. В последнее время многие эксперты объединяют средний и тяжелый классы истребителей - они практически не различаются ни технически, ни типами выполняемых задач.
Впрочем, потенциал российского истребителя высоко оценили и за рубежом. В частности, в начале февраля 2012 года в Австралии состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, вооружению и торговле (JSCFADT), целью которого была оценка необходимости закупки истребителей F-35 для австралийских ВВС. На заседании выступили представители аналитического агентства Air Power Australia и компании RepSim, занимающейся производством симуляторов. Обе организации заявили, что F-35 является "неправильным самолетом", который покупать не следует.
Свои слова участники заседания подтвердили результатами симулированного воздушного боя, подготовленными RepSim. В воздушном бою, "произошедшем у побережья Тайваня в 2018 году", приняли участие 240 истребителей F-35 и такое же количество Су-35С. По данным RepSim, российские самолеты были уничтожены полностью, но из 240 F-35 при этом "выжили" только 30 самолетов. Были также проведены симуляции боя между 240 F-22 и Су-35С и между F/A-18E/F и Су-35С. В первой уцелели 139 F-22 и 33 Су-35С, а во второй все Super Hornet были уничтожены.
В 2009 году Air Power Australia обнародовала таблицу соответствия современных истребителей критериям боевых самолетов пятого поколения. Согласно этой таблице наивысший балл (+5) получил истребитель Т-50 (ПАК ФА), на три балла превзойдя американский F-22. Су-35С получил +2 балла; столько же, сколько и F-22. Наименьший балл (-8) получил перспективный истребитель F-35.
Сравнение производилось по соответствию 14 требованиям к истребителям пятого поколения, включая крейсерский сверхзвук, малозаметность, сверхманевренность, управляемый вектор тяги и возможность использования вооружения на сверхзвуке. За несоответствие требованию самолет получал -1 балл, за соответствие - 0 баллов, а за превосходство - +1 балл. На обывательский вкус, было бы нагляднее и понятнее, если бы "Сухой" составил подобную же таблицу.
Тем более, что в 2010 году ее составил европейский консорциум Eurofighter, пытаясь доказать превосходство Typhoon над истребителем F-35. За основу для сопоставления характеристик Eurofighter взял основные требования к истребителям пятого поколения, озвученные в начале 2000-х годов американской компанией Lockheed Martin (производит F-22 и разрабатывает F-35).
Речь идет о малозаметности, крейсерском сверхзвуке, сверхманевренности, сетецентричности и еще пяти параметрах. F-22, по данным Eurofighter, соответствует восьми из девяти требований, F-35 - только трем, а Typhoon - восьми. То есть, говоря языком "Сухого", Typhoon превосходит многие зарубежные аналоги и способен "противодействовать самолету F-22A". Похожие отчеты ранее публиковали французская Dassault и американская Boeing. В них, что не удивительно, говорилось о превосходстве Rafale и F/A-18 друг над другом и над другими "зарубежными аналогами".
Все подобные заявления следует рассматривать исключительно как ловкие и не очень коммерческие ходы, которые в будущем должны позволить успешнее продавать авиационную технику. И заявление "Сухого" исключением не является. Так, 28 марта 2012 года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин заявил, что Су-35С может вернуться в бразильский тендер FX-2 на поставку 36 боевых самолетов и передачу лицензии на сборку еще 84 машин.
Бразилия объявила тендер FX-2 на закупку новых истребителей в 2008 году. Российский Су-35 выбыл из него еще на начальном этапе, а в настоящее время участниками конкурса остаются американский F/A-18, шведский Saab Gripen NG и французский Rafale. Ранее интерес к покупке Су-35 проявляли Ливия и Венесуэла, а в настоящее время ведутся переговоры с Китаем о поставке 48 истребителей. Кроме того, заявление "Сухого" о превосходстве Су-35С говорит и о намерении подготовить почву к старту мировых продаж нового самолета, призванного заменить устаревшие истребители семейства Су-27.
Наконец, не следует забывать, что любая военная техника всегда разрабатывается строго в соответствии с требованиями основного заказчика - военных. Они, в свою очередь, разрабатывают требования к технике в соответствии с задачами, которые та должна будет выполнять, и общей военной стратегией. Так, F-22, являющийся по сути эхом холодной войны, был лучшей в своем классе машиной - малозаметной, быстрой, сверхманевренной с передовым набором вооружений и оборудования.
Прошли годы, поменялась военная концепция США и оказалось, что Raptor - не лучший: связываться с другими самолетами не умеет, его применение по наземным целям очень ограничено, а номенклатура вооружений до безобразия мала. Теперь Пентагон тратит миллиарды долларов на модернизацию самолета, который ни разу участия в боевых действиях не принимал и за пределы США практически никогда не вылетает.
С учетом современной концепции Министерства обороны России Су-35С действительно является одним из лучших самолетов для ВВС. Одним из, потому что его не следует рассматривать как отдельную единицу - он встанет в строй вместе с другими боевыми самолетами: модернизированными Су-27, новыми Су-30 и Т-50. И решать поставленные задачи Су-35С будут в том числе и при кооперации с другими истребителями ВВС России.