Противники вступления России во Всемирную торговую организацию 4 апреля запустили процесс организации референдума по этому вопросу. Инициаторы всенародного голосования намерены разъяснить россиянам негативные последствия членства в ВТО, убедить их проголосовать против и пройти сложную процедуру организации референдума. На все это у инициаторов голосования осталось 2,5 месяца.
Российские власти подписали протокол о присоединении к ВТО в середине декабря прошлого года после 18 лет переговоров. Процедура вступления будет официально завершена через 30 дней после того, как протокол одобрит российский парламент. Документы будут внесены на ратификацию до 15 июня 2012 года. Лишь немногие сомневаются, что депутаты одобрят документы в весеннюю сессию.
Сразу же после подписания протокола Профсоюз граждан России (ПГР) высказался против членства страны в ВТО и выступил за проведение референдума, так как такие вопросы якобы не должны решаться "кулуарно". Впоследствии инициативу о референдуме подхватила "Партия дела", лидер которой Константин Бабкин стал координатором оргкомитета всенародного голосования.
4 апреля состоялось первое заседание оргкомитета, на котором собрались представители самых разнородных организаций, движений и компаний. Всех их объединила одна цель - не допустить присоединения России к ВТО. Правда, некоторые оговаривались, что вступать нельзя на нынешних условиях, явно подразумевая, что нужно выторговать дополнительные преференции. Член фракции КПРФ Андрей Тычинин посетовал, что до сих пор нет официального перевода 500-страничного протокола на русский язык, а у депутатов осталось очень мало времени на ознакомление с документом. Представитель коммунистов призвал отложить вопрос хотя бы до осенней сессии.
Другие полностью отвергли членство в ВТО, как, к примеру, член центрального совета ПГР Николай Стариков, который назвал эту организацию "огромным злом". Такой же позиции придерживается председатель центрального совета "Народный собор" Владимир Хомяков, сравнивший ВТО с врагом у ворот и танками под Москвой в 41-ом.
По мнению участников заседания, в присоединении России к ВТО сплошные минусы: крах легкой промышленности, авиастроения, машиностроения, сельского хозяйства, наводнение рынка продуктами с содержанием ГМО, рост тарифов ЖКХ и цен на бензин, закрытие предприятий, рост безработицы "в геометрической прогрессии", падение доходов государства вплоть до отсутствия средств на выплату пенсий.
Именно этим участники заседания объясняют необходимость провести референдум. Чтобы организовать всенародное голосование - первое с 1993 года - необходимо организовать региональную подгруппу, затем направить ходатайство в избирком, который будет проверять документы около 15 дней. С момента регистрации региональной подгруппы нужно в течение двух месяцев создать такие же подгруппы в минимум 42 регионах России. Затем Центризбирком выдает разрешение на сбор подписей, которых нужно собрать около двух миллионов (на это дается 45 дней). После этого еще месяц ЦИК проверяет достоверность подписей.
Одним из главных препятствий члены оргкомитета считают крайне малую информированность россиян о вступлении в ВТО, из-за которой референдум может оказаться под угрозой срыва (многие попросту не придут на голосование, потому что им все равно). Также участники заседания признали, что действовать придется быстро, иначе за 2,5 месяца организовать голосование никак не получится. Константин Бабкин отметил, что если удастся уложиться в срок, то это будет "если не чудо, то большая удача".
В этом вопросе с координатором оргкомитета согласился вице-президент Торгово-промышленной палаты Георгий Петров. Он заверил, сославшись на юристов ТПП, что у организаторов референдума нет никаких шансов на проведение голосования.
Вице-президент палаты, оказавшийся единственным среди выступавших сторонником присоединения к ВТО, отметил, что членство во Всемирной торговой организации сделает российскую экономику более конкурентоспособной. По его словам, это в конечном счете благоприятно отразится на потребителях, которые смогут покупать качественные товары. Оппоненты тут же парировали, что, мол, у потребителей после вступления в ВТО денег не будет на эти товары из-за закрытия предприятий и безработицы. Петров, выслушав аргументы участников заседания, по-видимому, пожалел, что палата приютила собрание такого рода: вице-президент попросил никому не рассказывать, что это мероприятие состоялось в стенах ТПП, чем вызвал взрыв хохота в зале.
В целом позиции многих противников вступления в ВТО были ясны и до этого заседания. Бабкин, который кроме поста в "Партии дела" занимает также должность президента Российской ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" и является совладельцем "Ростсельмаша", опасается наплыва более конкурентоспособной западной техники, аграрии выступают против импортного продовольствия; КПРФ никогда не поддерживала капиталистические структуры, многие другие также известны скорее своей антизападной позицией, чем заботой о российском бизнесе.
Члены оргкомитета не могли не вспомнить также и руководство страны, которое, без сомнения, выступает за присоединение России к ВТО. Замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин заметил, что премьер-министр Владимир Путин, видимо, не до конца осознает все последствия, хотя председатель правительства в одной из своих предвыборных статей утверждал как раз-таки обратное (см. врез).
Рассуждая о роли власти, участники собрания пришли к выводу, что без политической воли в организации голосования никак не обойтись. Также согласились все и с тем, что в конечном счете решение об организации референдума зависит от главы ЦИКа. А позиция Владимира Чурова по отношению к действующему политическому курсу всем известна.