5 апреля российский предприниматель Виктор Бут был приговорен в Нью-Йорке к 25 годам заключения за намерение продать оружие боевикам колумбийской группировки FARC. Бута также обязали выплатить штраф в 15 миллионов долларов. Российский МИД назвал решение суда "необоснованным и ангажированным", пообещав добиваться экстрадиции Бута на родину. Сам предприниматель приговором, очевидно, подавлен не был. "Врагу не сдается наш гордый 'Варяг'", - сказал Бут после того, как был оглашен вердикт.
Приговор, вынесенный Виктору Буту, оказался мягче, чем многие ожидали. 25 лет - минимальное наказание, которое могла назначить судья. Сторона обвинения требовала пожизненного заключения, выставляя Бута пособником террористов. Прокуратура настаивала на том, что он намеревался продать колумбийским боевикам-наркоторговцам массу оружия, которое использовалось бы для убийства американцев (США помогают Колумбии бороться с этими боевиками). Говоря формально, присяжные 2 ноября 2011 года признали Бута виновным в четырех сговорах: с целью поддержки зарубежной террористической группировки, продажи оружия, убийства американских граждан, убийства американских чиновников и сотрудников правительственных служб. Иными словами, речь шла о посягательстве на жизнь граждан США, пусть и косвенном.
Однако судья Шира Шейндлин (Shira Scheindlin) посчитала, что прокурор сгущает краски. "Да, он [Виктор Бут - прим. "Ленты.ру"] воспользовался возможностью подзаработать и поставить оружие террористической организации, - отметила Шейндлин, слова которой приводит The New York Post. - Но он не искал такой возможности из-за закоренелой антипатии к Америке и американцам". Судья произнесла слова, которых от нее давно ждала защита: "Стоит отметить, что он никогда не получал никаких денег за свои действия и не поставлял никакого оружия". То есть аргументы адвоката, настаивавшего на том, что Бут фактически ничего не сделал, а только рассуждал вслух, все же были приняты во внимание.
Шейндлин объяснила, почему не стала приговаривать Бута к пожизненному заключению. По ее словам, нет основания думать, что он совершил бы приписываемые ему преступления, если бы американские агенты, выдававшие себя за представителей FARC, сами не предложили ему продать оружие. Шейндлин также подчеркнула, что большинство настоящих оружейных сделок Бута имели место больше десятка лет назад.
Буту, по-видимому, засчитают время, которое он уже провел в заключении с 2008 года, а также могут снизить срок за хорошее поведение. Согласно оценкам, которые звучали в СМИ, он может выйти на свободу через 18 лет. Что касается штрафа в 15 миллионов долларов, то, как пишет The New York Times, речь идет о стоимости оружия, которое он собирался продать (подобная сумма ранее фигурировала в деле).
Супруга предпринимателя назвала решение суда победой. "Тот срок, который сегодня дали Виктору - это, видимо, признание несостоятельности аргументов и доводов прокуратуры", - заявила Алла Бут в эфире "Первого канала". Она посчитала, что если бы судья не был ограничен определенными рамками (присяжные все же вынесли обвинительный вердикт), то "дело было бы вообще закрыто за неимением состава преступления". В этот день сам Бут снова заявил, что невиновен, и обвинил прокуроров во лжи. Адвокат Бута Альберт Даян намерен обжаловать приговор и дойти, если потребуется, до Верховного суда США.
Совсем иначе восприняла приговор бывший эксперт ООН по оружию Кэти Линн Остин (Kathi Lynn Austin), расследовавшая поставки оружия, которые Бут, предположительно, осуществлял в африканские страны. Она заявила, что "ошеломлена" решением суда и "действительно разочарована". По словам Остин, 25-летний срок не может быть достаточным наказанием за "огромное количество крови на руках Виктора Бута".
Российский МИД, считающий дело Бута "политическим заказом", отреагировал на приговор в своей прежней манере. В заявлении российского внешнеполитического ведомства вновь подчеркивалось, что арест Бута в Таиланде в 2008 году по запросу США, а также его экстрадиция в Америку были незаконными. МИД намерен добиваться возвращения Бута в Россию и оставить его дело среди "приоритетов в российско-американской повестке дня". По словам Аллы Бут, она надеется, что вопрос об экстрадиции "наш новый президент" решит "в ближайшее время".
Российский сенатор Михаил Капура, член комитета по правовым и судебным вопросам, уже придумал и способ возвращения Бута домой. "Нами может быть использована международная Конвенция о передаче осужденных лиц, которая была заключена в 1983 году в Страсбурге", - заявил сенатор, слова которого приводит "Интерфакс". При этом Капура напомнил, что отдельного соглашения между РФ и США о передаче осужденных лиц нет. Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков посчитал, что возможность экстрадиции Бута в Россию зависит только от администрации Барака Обамы.
Что касается "политического заказа", о котором говорил МИД, то тут ситуацию прояснил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, приговор имеет цель "унизить Россию". Алла Бут считает, что ее мужа осудили "за инакомыслие против США".
У России, собственно, нет иного выхода, кроме как объявить это дело фальсифицированным и политическим. Ведь иначе пришлось бы искать ответы на неприятные вопросы. Информаторы американского Управления по борьбе с наркотиками (DEA), выдававшие себя за представителей FARC, собирались купить у Бута, среди прочего, 20 тысяч автоматов Калашникова, 100 переносных зенитных ракетных комплексов и 740 минометов. Бут на этих переговорах вел себя так, как будто мог все это достать. Вопрос - где. Неоднократно высказывались предположения, что он был связан с российскими чиновниками из оборонного комплекса. Склонности изучить подобные предположения российские правоохранительные органы не проявляют, поэтому остается только все отрицать.