Главное
17:59, 9 апреля 2012

Гражданские акции в Санкт-Петербурге

В день парламентских выборов и после них в Петербурге проходят несанкционированные акции оппозиции. Их называют "Стратегия-19": петербуржцы, недовольные результатами выборов, собираются ежедневно в 19.00 около Гостиного двора. В пяти митингах приняли участи более двух тысяч человек, из них около 600 задержаны, а семеро арестованы.

10 декабря, когда в Москве бушует митинг на Болотной, в Петербурге - согласованная акция на Пионерской площади, на которую, по данным организаторов, выходит более 10 тысяч человек, то есть намного меньше, чем в столице. Еще один питерский митинг, организованный "студенческим оргкомитетом", состоялся 18 декабря - примерно с тем же успехом. Действия оппозиции в Петербурге не скоординированы: за право проводить акции борются два или даже три оргкомитета, чьи представители постоянно ссорятся между собой.

Журналист, член "студенческого оргкомитета" Юрий Болотов и фотограф Артем Лежепеков вспоминают о несанкционированных акциях в Петербурге и официальных митингах "За честные выборы" на Пионерской площади.

Юрий Болотов:

Юрий Болотов
Lenta.ru

Важно вот что: в Петербурге параллельно с думскими проходили региональные выборы. И просто понятно, такой критерий: если, допустим, на региональных выборах в Петербурге, условно говоря, "Единой России" 33 процента. На моем, например, участке, в Купчино (родина президента - мне пять минут до дома Медведева идти), "Единая Россия" получила 21-22 процента. Поэтому, когда узнали под вечер, что в Петербурге 30 процентов, естественно, не было такого лютого возмущения.

В 2007 году, когда были выборы в Думу, у "Единой России" было что-то около 50 процентов - самый низкий показатель в России. Сейчас 33 процента - не самый низкий, но все как-то махнули рукой. Но все равно люди вышли на площадь. Вышли они во многом по старой памяти, то есть никто их не организовывал. Просто по старой памяти: если что-то происходит - мы выходим в 19 часов и собираемся у Гостинки. Вышло что-то около тысячи человек 4-го числа. Их, естественно, стали задерживать.

Потом создали группу во "ВКонтакте". Один парень, его зовут Даниил Клубов, обычный студент, сейчас он на четвертом или пятом курсе, это сделал. Там было просто: "Собираемся на Гостинке".

5-го уже объявили полные итоги, сказали, что там 33 процента, но естественно, несмотря на то, что это не такой завышенный процент, как в Москве, все равно люди вышли, вышло еще больше. Вышло полторы тысячи. Из них забрали человек 400, включая меня. При этом тех, кого забрали 4-го, еще не выпустили. То есть каждый раз новые люди фактически приходили.

Если в Москве были такие перемещения, что сперва мы, допустим, собираемся на Чистых, потом на Триумфальной ломаем нашистам барабаны - ну, помнишь, истерическая неделя была. А в Петербурге просто брали и выходили на Гостинку. 4-го вышли - забрали. 5-го вышли - забрали. 6-го вышли - забрали. И постепенно падал градус: 4-го выходили, в основном, 25-летние, 5-го выходили мои ровесники, то есть 21-22 года. 6-го задерживали уже школьников. 4-5-го все знали, что когда кого-то задерживают, надо кричать "позор" - традиция такая. 6-го молчали, потому что тупо вышли школьники, которые в первый раз и не знали этой традиции.

В Петербурге тоже хотели организовывать 10-го числа митинг, подали заявку на это время. Но им не разрешили. В Смольном просто сказали: извините, чуваки, 10-го мы вам просто не разрешим. Ни на Гостинке, нигде, никак. И в этот момент Максим Томчин, который администрировал протестную группу во "ВКонтакте", сказал: окей, 10-го нам не могут разрешить, давайте мы сами запилим свой митинг на 18 декабря. Они подали заявку на 18 декабря на Пионерской площади. Это, в общем, центр, но это хуже Болотной. Центр - это все-таки в нашем представлении Исаакиевская площадь, Восстания, Дворцовая...

В течение 7-8-го числа, даже 9-го, в Петербурге носились такие новости, что "собираемся на Восстания и идем по Суворовскому проспекту брать Смольный". Собственно, предполагалось, что там соберется не знаю сколько людей - тысяч пять. К счастью, этого не получилось. Все уже смирились с тем, что все пойдут на Восстания, потом всех будут п**дить на Суворовском и никто не дойдет до Смольного - это был бы такой отчаянный жест. Днем и ближе к вечеру 9-го числа приходит решение: Ольга Курносова, глава Объединенного гражданского фронта, согласовала в Смольном митинг на Пионерской площади на 10-е число.

Митинг на Пионерской площади. Фото Артема Лежепекова [Нажмите, чтобы увеличить]
Lenta.ru

Меня только недавно забрали, в следующий раз если меня заберут, мне уже точно дадут не штраф, а сколько-то суток ареста, а это мне нахрен не сдалось. Я тогда решил, что поеду с друзьями в Москву. Поэтому я не видел сам митинг 10-го числа, я только знаю из описания, что мне говорили друзья.

Естественно, в Петербурге спикеров не так много, поэтому давали выступать фактически всем. Выступали и какие-то просто общественные деятели, и какие-то политактивисты дурацкие… главное, что выступала молодежь, студенты. Студенты лучше всех рассказали. Тогда и появился этот лозунг "Вы нас даже не представляете". Его придумали чуваки с филфака СПбГУ, есть такой Паша Арсеньев.

Естественно, 10-го числа никого не задержали, все прошло нормально, но главное, что пришло 10 тысяч человек - удивительно, всем понравилось, хотя говорили, что как-то нудно и слишком долго все это было. В Петербурге такого супервосторженного ощущения, какое было в Москве после Болотной, не было, но все равно пришло очень много.

Все ждали митинг 18-го числа. 18-го числа должен был пройти студенческий митинг, митинг людей из этой группы во "ВКонтакте". Максим Томчин основным организатором был. Он что хотел сделать? Он хотел сделать свой студенческий митинг. Во-первых, он устроил конкурс во "ВКонтакте". Люди должны были присылать тезисы своих выступлений, потом как-то голосование должно было проводиться. На митинге должны были выступать только те, кто победил по этому голосованию.

Естественно, они столкнулись с проблемами. Им нужно было где-то взять деньги. Что они сделали - они в итоге повесили себе петлю на шею и даже затянули ее покрепче: они обратились к местной петербургской политтусовочке. И, в общем, получился такой же е**ный стыд, какой был до того.

Естественно, местные политактивисты им дали деньги, насобирали 100 тысяч, нужные для всего этого, но при этом сказали: мы даем деньги, а вы, естественно, даете нам выступать. В итоге сошлись на том, что на митинге будут выступать по одному представителю от организаций, по одному представителю из голосования во "ВКонтакте" и пара общественных деятелей, включая писателя Германа Садулаева.

Пришло тоже 10 тысяч человек. Митинг должен был быть не трехчасовым, а всего час. И так и шло. Но случилось две проблемы: первая проблема - приехал из Москвы Немцов и стал выступать, а Немцова, естественно, в Петербурге не любят, потому что он московский политик. Поэтому в Немцова кинули банан. Националисты. Потом кто-то из "Другой России" зачитывал резолюцию из десяти пунктов (их я составлял, потому что я, на свою беду, участвовал в оргкомитете). Другорос, который их зачитывал, потом устроил провокацию. Он сказал: ну что, пацаны, митинг закончен, идем маршем на Смольный. Естественно, организаторы такого не ожидали, а ОМОН ожидал. ОМОН ворвался на сцену, его завинтили и убрали к черту. Но главное, что в конце митинг был фактически сорван. И эту провокацию спихнули, в конце концов, как раз на Максима Томчина, который организовал этот митинг. А Даниил Клубов, который, собственно, создал группу во "ВКонтакте", выкинул из руководства группы Максима Томчина и сказал: извините, чуваки, политика идет к черту в таком виде, как митинги организовывать. Мы будем готовить наблюдателей. Тоже очень важный момент.

* * *

Артем Лежепеков:

Артем Лежепеков
Lenta.ru

4 декабря все было спокойно, ничего даже не предвещало. А вот 5-го уже началось на Гостинке. Я только 7-го пошел снимать - может, потому, что я еще не был уверен, что все так серьезно. 5-го, говорят, было человек 400, самый массовый первый день. В Москве как раз вышел Навальный. Народ стойко ходил с 5-го по 8-е включительно, человек по 80 забирали в среднем. Единственное, по-моему, в пятницу не было - или было очень мало, потому что люди уже готовились на 10-е, на массовый митинг. То есть они четыре дня держали напряжение.

7-го было очень тихо, когда я пришел. Я пришел за полчасика - снимать. Народ подтягивался, но было достаточно тихо, может быть, человек 100. Появился кто-то с протоколами местными. Были одновременно выборы в местное Заксобрание и в Госдуму, и вот протоколы были, я так понимаю, именно по Заксобранию. И там были какие-то якобы нарушения. Народ был очень тихий. Без плакатов, никакой атрибутики совершенно. Ну, естественно, ОМОН уже был.

Вообще, складывалось впечатление, что в основном люди - просто зеваки, очень неуверенно было все, была тишина. По 31-м числам есть активисты, человек 10-15, которые зажигают толпу. Здесь была тишина, люди, прямо сказать, побаивались, потому что уже два дня перед этим забирали массово.

Часов в семь кто-то появился, видимо, из "Стратегии-31", что-то прокричал, его сразу стали винтить, а народ начал кричать "позор". Тех, кто кричал "позор", стали брать в кольцо. Собственно, я так и попал.

Людей было мало, человек 200, по моим предположениям, 200-250. Старых активистов там не было вообще. Видимо, их уже скрутили за предыдущие два дня. Была молодежь, хипстеры - не хипстеры… Я бы сказал, что публика на митингах в Москве и Петербурге сильно отличается. В чистом виде среднего класса, который, предположительно, выходит в Москве, здесь было существенно меньше. В основном это были студенты, какой-то преподавательский состав. Какая-то такая интеллигенция. Не бизнесмены. Все те, кого забрали со мной вместе, - меня прямо удивило, потому что это были абсолютно разные люди совершенно разных взглядов.

Один сказал, что вообще не интересовался политикой, только дней за десять до выборов подумал о том, что это интересно, - и вот уже после выборов на третий день оказался там. Яркий дебют. Но такие были все. Со мной было 16 человек - они все были не активисты. Конечно, прямо скажем, никто из них не был случайным прохожим, несмотря на то что, конечно, может быть, они это утверждали.

Просто забирали, по сути, тех, кто не понравился. Я не знаю принцип отбора, он не был мне ясен. Люди не кричали лозунгов, не было никакой атрибутики. В руках не было вообще ничего. Люди буквально пришли с работы. Может быть, было два-три активиста, кто-то был, видимо, из наблюдателей, которые, возможно, держали в руках копии протоколов, которых забирали в первую очередь, потому что они пытались что-то рассказывать. Их уводили. Другие кричали "позор", и то, я бы сказал, очень робко. Никакого героизма, прямо скажем, не было.

Я попал очень быстро: все это длилось где-то с час, наверное, - и уже минут через 10-15 было два автозака задержанных. После чего автозак, в котором я был, минут 40 стоял у Гостинки, - видимо, ждали еще. Потом было непонятно, куда нас повезут. Вначале повезли в Рыбацкое (это вообще другой конец города), часть людей выгрузили там. Там, видимо, было переполнено, поэтому нас повезли на Васильевский остров.

Тут можно сделать такое наблюдение именно про омоновцев: в принципе, их жесткие действия заканчивались в автозаке. Омоновцы были в основном уже предпенсионного возраста для них, то есть за 40, где-то так.

Главный вопрос: "Сколько вам платят?" - звучал вообще с самого задержания. Он вызывал, конечно, удивление у всех. Он был откровенный, честный, то есть это не наигранно, а именно с полной убежденностью: "Ну ребята, ладно, зачем вы вообще вышли?" - как-то так. Этот вопрос преследовал, на самом деле, потому что я его слышал от разных людей еще раза три.

Продержали ночь, утром повезли в суд, часов в 11. Но это все у нас решает один мировой судья, к которому относится этот участок - Гостинка. Так как это все было несколько дней подряд, он еще не разобрался с теми, кто был перед этим. И когда мы приехали к суду, там было автобусов пять, если не шесть. Они, в принципе, все были человек по 20-25, везли из разных отделений. Но в итоге, скажем, наш автобус отпустили - все написали ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства. Единственное - для каких-то особых активистов или тех, кто второй раз попадали, - возможны какие-то более жесткие санкции, и могли их ходатайства не удовлетворить и должны были рассматривать прямо там.

Представитель прессы в автозаке. Фото Артема Лежепекова [Нажмите, чтобы увеличить]
Lenta.ru

Всем предъявляли участие в несанкционированном митинге (статья 20.2 КоАП) и неподчинение полиции (статья 19.3 КоАП). По 20.2 есть только штраф, а по 19.3 может быть и арест. Насколько я знаю, кого-то из задержанных в предыдущие дни закрыли, а из тех, кого задержали вместе со мной, всех отпустили. В итоге продержали ровно сутки. То есть фактически сутки ареста все получили на самом деле, потому что мы в автобусе сидели где-то с 11 до 9 вечера.

Когда отпускали - сказали, что вызовут в суд по месту жительства. И все. Не было повестки, ничего не было. Я думаю, что так со всеми было. Судьи на самом деле не связывались с этим вопросом, когда попадали к ним эти дела. Нам сразу сказали, что с большой долей вероятности они могут либо потеряться, либо они решат уже.

Сразу после этого была группа, которая предлагала всем подавать жалобы на неправомерное задержание. Я не знаю, подавали ли они в суд. Я этого не делал. Во-первых, я уезжал, во-вторых, я, честно говоря, изначально был уверен, что это дело просто потеряется. Хотя если бы мне все-таки пришла повестка, я бы, наверное, этим занялся. То есть это все ничем не кончилось.

[Накануне митинга на Пионерской] было воодушевление, но я бы сказал, что, конечно, явно масштабы поменьше, чем в Москве перед Болотной. Хотя социальные сети тоже бурлили. Было несколько групп во "ВКонтакте", их невозможно было отслеживать: они появлялись, прекращали функционировать, народ перетекал - невозможно сказать точное количество. Но воодушевление было. Потом этот первый митинг, кстати, многим запомнился как позитивный и объединяющий, потому что никто из политических сил особо не тянул одеяло на себя. В прямом смысле общегражданский. Дальше все было хуже.

Я думаю, что реально тысяч семь вышло на Пионерскую. Наверное, только один раз столько еще собиралось. Как-то чувствовалось воодушевление, не знаю, может быть, десять и было. Но это предел. Для Питера, конечно, немного, прямо скажем. Хотя, учитывая, что здесь ничего подобного не происходило на протяжении… По-моему, последнее массовое выступление было в марте 2007 года на Невском - стихийное шествие, к которому присоединялись люди, которые случайно оказались рядом. Было удивительно. Я бы не сказал, что в этот раз такое происходило.

Площадь огородили, тогда еще никаких рамок не было, не ставили, проверяли буквально по внешнему виду. Не все влезли, потому что там места было не так много. Кто-то остался снаружи.

Если там и были закаленные старые активисты, то они, смешавшись с общегражданским движением, не были так заметны. На всех последующих митингах партийная принадлежность была более ярко выражена.

Задержания там были после окончания митинга, но дело в том, что кто-то из нацболов зажег файер - обычная провокация была, и человек, может быть, пять-десять задержали, не знаю, точно не скажу.

.b-dreamers { font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; }<br />.b-dreamers a { color: #cc0b00; text-decoration: none; font-weight: bold; font-size: 22px; }<br />.b-dreamers small { display: block; color: #444138; font-size: 10px; }<br />

Мечтатели.

История протеста: от Чистых Прудов до Нового Арбата