В канун Нового года, 29 декабря, активная часть российского гражданского общества получает очередной однозначный сигнал от властей. Смоленская активистка "Другой России" Таисия Осипова, у которой есть маленькая дочь, получила 10 лет тюрьмы за хранение и сбыт наркотиков. "Другая Россия" и адвокаты указывали на многочисленные нестыковки в деле и на то, что главными свидетелями обвинения являются члены прокремлевских движений. В феврале 2011 года, после того как про Осипову рассказали лично Дмитрию Медведеву, дело было неожиданно отправлено на пересмотр, однако, активистка все равно осталась в заключении.
В тот же день, 29 декабря, прямо в зале суда на свободу отпущен активист "Другой России" Матвей Крылов (Дмитрий Путенихин). На воле он начал активно помогать своей соратнице по движению, устроив серию одиночных пикетов и автопробег в поддержку Осиповой.
"Ленте.ру" Крылов рассказал, почему закрыли Таисию Осипову и чем показательно ее дело.
Матвей Крылов:
Как мне кажется, на изначальный приговор отчасти повлиял тот информационный шум, который нам удалось поднять. С одной стороны, мы подсветили эту историю, с другой стороны - государство не может оставаться в дураках: отпусти они тогда Осипову, это было бы как признание того, что они были не правы и держали ее незаконно. Тем более она все же из другого лагеря, и даже в тот момент, когда власти согласовывали митинги оппозиции, акции "Другой России" продолжали запрещать, в квартирах активистов проходили обыски, заводились новые уголовные дела.
Простому человеку очень трудно представить, что такое 10 лет лишения свободы. Когда был зачитан приговор, я только освободился - и мои впечатления от тюрьмы были еще сильны. И я не мог представить себя на месте Таси, что было было бы со мной в случае такого сурового приговора. Важная вещь, которую я уяснил после общения с заключенными в Бутырке: судьи разбрасываются сроками, совершенно не понимая, что это такое и каково это - находиться столько лет в заключении.
Тасино дело показательно, оно демонстрирует, как работают в связке правоохранительные органы, суды и прокремлевские организации. Как люди, которые апеллируют к букве закона, одновременно плюют на него. С одной стороны, это дело уникально, а с другой - схема, использованная в деле Таисии Осиповой, выработана годами - и так же, аналогично, были арестованы сотни оппозиционных активистов. Понятно, что власти могли закрыть Тасю по любому надуманному предлогу, но здесь были использованы наркотики, которые являются, в том числе, способом скомпрометировать ее и оппозицию. Но единицы поверили в виновность Таисии.
Благодаря общественной кампании в поддержку политзаключенной мы смогли инициировать массу публикаций в СМИ, чем заставили первое лицо государство держать ответ перед обществом и "отмазываться" за смоленских оперов из Центра "Э" и судью Дворянчикова. Мы стали свидетелями некоего спектакля с Дмитрием Медведевым в главной роли. Сложилось ощущение, что Дмитрий Анатольевич хочет сложить с себя ответственность и уйти с поста с меньшим кипежом.
Я был организатором трех крупных акций в поддержку Таисии: акции у Соловецкого камня летом 2011 года, одиночных пикетов у станций московского метрополитена в январе 2012 года и автопробега в Смоленске в феврале этого года. Мне кажется, это основные акции, благодаря которым пресса и общество узнали о беспределе, который творился в Смоленске. Когда я планировал эти акции, для меня главной задачей было дать понять неким людям в Смоленске, что все, что они делают, стало публичным, общество видит и знает "героев". Печально другое: Таисия продолжает оставаться в тюрьме, и я понимаю, что никакими акциями мы ее не вытащим, потому что власть не может выглядеть в глазах граждан слабой.
.b-dreamers { font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; }<br />.b-dreamers a { color: #cc0b00; text-decoration: none; font-weight: bold; font-size: 22px; }<br />.b-dreamers small { display: block; color: #444138; font-size: 10px; }<br />