Интернет и СМИ
18:23, 16 апреля 2012

РосБизнес-история Герман Каплун уволен с поста гендиректора РБК

Совет директоров РБК, как и ожидалось, 13 апреля отстранил от должности генерального директора, а заодно и одного из основателей компании Германа Каплуна. Так закончилась история уникального для российских медиа проекта: проекта, который на протяжении десятилетия "давил" рынок деньгами, потом оказался на грани банкротства после кризиса 2008 года и спасся только благодаря инвестициям Михаила Прохорова - еще одного бизнесмена, который поднял потолок зарплат в отрасли.

Обе стороны - и владелец контрольного пакета РБК компания "Онэксим", принадлежащая Прохорову, и миноритарий Герман Каплун, говоря о вероятной отставке последнего, оперировали исключительно бизнес-терминами. В "Онэксиме", если верить "Ведомостям", не могли простить Каплуну и его команде то, что он не хотел возвращать кредит в 46 миллионов долларов (вернее, хотел, но не живыми деньгами, а акциями РБК, которые с 2008 года сильно обесценились). Гендиректор медиахолдинга, в свою очередь, отмечал, что показатели РБК за последний год настолько хороши, что его увольнение в таком случае выглядело бы по крайней мере странно. И действительно, за то, что выручка за год у компании увеличилась на 35 процентов, а аудитория - на 70 процентов (интернет-сегмент) или даже на 13 процентов (РБК-ТВ), топ-менеджеров обычно не увольняют.

В условиях, когда обе стороны говорят исключительно о бизнесе, полезно было бы вспомнить, что представлял и представляет собой РБК как бизнес-проект.

Все купил

Холдинг РБК был основан в 1993 году и сначала позиционировал себя исключительно в качестве организации, которая помогает принимать решения при торговле на фондовом или валютном рынках. Позднее РБК основал собственное информагентство с ориентацией на финансовые новости. В середине 1990-х годов, когда об интернете в России знали только самые продвинутые "айтишники", РБК начал освоение Сети. Это позволило ему занять лидирующие позиции во время бума интернет-СМИ в конце 90-х, когда разного рода информационные сайты стали появляться один за другим.

Фото ИТАР-ТАСС, Виталий Белоусов
Lenta.ru

В 2000-х РБК в узком сегменте информационной службы стало тесно, и холдинг стал искать способы раскрутить свой бренд. В каких-то случаях офлайн был явно вторичен по отношению к уже существующим продуктам - ни газета "РБК daily", ни журнал РБК, как бы этого ни хотелось их создателям, не стали опасными конкурентами ни "Коммерсанту", ни "Ведомостям", ни русскому Forbes. Рейтинговая служба компании по авторитету уступала "Эксперт-РА", рейтингам ЦЭА-Интерфакс и уж тем более рейтингам Forbes. Список можно продолжать и далее.

Зато в других сегментах холдинг смог застолбить свободное место. Так, РБК-ТВ остается главным деловым телеканалом России - и тут уж конкурентами ему не являются созданные позднее "Коммерсантъ-ТВ" и "Эксперт-ТВ".

Параллельно с развитием собственного бренда холдинг скупал на рынке все, что плохо лежит. В результате к концу 2000-х годов у него на балансе оказались совершенно разношерстные активы. В самом РБК их делят на три типа: бизнес-медиа (от журнала РБК до сайта turist.ru), стиль и интерьер (от ИД "Салон-пресс" до tata.ru) и, наконец, массовые сервисы (от utro.ru до anekdot.ru).

Понятно, что на создание такого мощного холдинга нужны были деньги. Герман Каплун и его команда всегда существовали на заемные средства - сгенерировать в начале 2000-х годов прибыль, достаточную для того, чтобы запустить телевидение, было очень сложно. В 2002 году компания провела IPO, и это стало первым публичным размещением акций среди российских медиаактивов.

Конкуренты всегда относились к РБК с подозрением - во многом именно из-за размаха деятельности. Газете "РБК daily", например, удалось переманить к себе журналистов "Ведомостей" и "Коммерсанта" предложением таких зарплат, которых на рынке еще не было: при этом объем работ на относительно скромную газету в издании был совсем небольшим (опять же, по сравнению с другими деловыми изданиями). Кроме того, в интернете неоднократно отмечалось, что "своей" аудитории у РБК, который и сегодня остается самым посещаемым интернет-СМИ в Рунете, нет: большую часть трафика холдинг получает, размещая за деньги свои заголовочные блоки на страницах других крупных интернет-порталов.

В самом холдинге критику предпочитали не замечать, тем более что РБК продолжал активно развиваться. Это развитие холдинга было подкреплено резким ростом доходов от размещения рекламы в интернете. Как правило, у компании не возникало трудностей с привлечением кредитов, а ее открытость давала банкам дополнительные гарантии возврата средств.

Все изменилось в 2008 году, когда кризис показал, насколько интернет уязвим при масштабных финансовых потрясениях. РБК оказался фактически на грани банкротства: он встретил кризис с долгом, превышающим 100 миллионов долларов, и к 2009 году этот показатель увеличился в два раза. Платить по долгам РБК при резком падении прибыли было нечем, так что в суды начали поступать иски о банкротстве, а компания стала договариваться о реструктуризации кредитов.

Дело о банкротстве РБК закончилось только в 2010 году, когда "Онэксим" приобрел более половины холдинга, хотя о сделке было объявлено почти годом ранее: заключать договор компания Прохорова не хотела, пока кредиторы не согласятся на ту самую реструктуризацию.

Удивительно, но "Онэксим" повел себя в новой структуре очень пассивно: не стал менять ни менеджмент, ни редакционную политику РБК, фактически ограничившись только самим фактом владения холдингом. Это привело к тому, что старые офлайновые проекты компании продолжили развиваться: не были закрыты ни телеканал, ни газета. Правда, и агрессивная политика РБК постепенно сошла на нет: новых приобретений или заметных рынку стартапов у холдинга не было.

Казалось, что так все и будет продолжаться, тем более что "Онэксим" особого желания управлять РБК не выказывал: ему хватало проблем с медиагруппой "ЖV!" и "Снобом". Тем не менее, в начале 2012 года все изменилось.

Знакомый сценарий

В 2011 году компания "Онэксим" неожиданно начала проводить серьезные кадровые перестановки в "Снобе" и практически образованной вокруг него медиагруппе "ЖV!". На российском медиарынке на "Сноб" с самого начала смотрели как на убыточный проект - при запуске в 2008 году Прохоров вложил в него около 150 миллионов долларов (хотя позднее заявил, что немного меньше), и, хотя проект вышел на самоокупаемость, как и планировалось, в 2011 году, он так и не стал приносить ожидаемых доходов. Так, в том же 2011 году проект заработал 250 миллионов рублей против 400 запланированных.

Сергей Лаврухин. Фото РИА Новости, Валерий Левитин
Lenta.ru

Именно финансовые показатели проекта стали официальной причиной увольнения его основателя и главного редактора Владимира Яковлева. Сам Яковлев с претензиями к нему руководства не согласился, но "Онэксим" это уже мало интересовало: в октябре 2011 года Яковлев был уволен, а его место с января 2012 года занял бывший главный редактор GQ Николай Усков. Гендиректором медиагруппы "ЖV!" вместо Юрия Кацмана стал все тот же Сергей Лаврухин. Пост президента группы предложили Ускову.

Уже через несколько месяцев в "ЖV!" произошли очередные перестановки: Лаврухина на должности гендиректора группы сменил Олег Смирнов, генеральный директор "Сноба", а Смирнова, в свою очередь, - Марина Геворкян, коммерческий директор проекта. Лаврухин, который к тому же является исполнительным директором "Онэксима", на месяц выпал из поля зрения СМИ, однако в апреле появился снова - сменив Германа Каплуна на посту гендиректора РБК.

Как и в случае со "Снобом", претензии к РБК, официально выдвинутые "Онэксимом", были финансового характера. Как и Владимир Яковлев осенью 2011 года, Каплун с этими претензиями не согласился. В интервью "Коммерсанту FM" он заявил, что прессе "Онэксим" сообщил одни поводы для его отставки и совсем другие озвучил на заседании совета директоров 13 апреля. По мнению самого Каплуна, причина его увольнения кроется в конфликте с Сергеем Лаврухиным (а в его лице, видимо, и со всем "Онэксимом"). В СМИ не раз появлялись разговоры и о том, что у "Онэксима" испортились отношения с менеджерами РБК из-за невыплаты последним бонусов за 2010 и 2011 годы.

По-видимому, "Онэксим" на данный момент действительно озабочен именно финансовой стороной деятельности своих медиаактивов. В пользу этого факта говорит и назначение на должность руководителя Лаврухина, у которого есть опыт работы финансовым директором в холдинге "Профмедиа" и в издательском доме Hachette Filipacchi Media. Лаврухин уже сообщил "Известиям", что его первыми задачами на новой должности будут подготовка и утверждение бюджета РБК на 2012 год (бюджет долго не могли подписать из-за разногласий между директорами), завершение заявленной допэмиссии РБК по максимальной цене, а также продажа непрофильных активов холдинга. Так, Лаврухин уже готовит переговоры о продаже дизайнерско-архитектурного журнала "Салон" медиагруппе "ЖV!".

В ближайшее время "Онэксим", судя по всему, займется как раз сближением этих двух холдингов. Еще в марте в прессе появились слухи о том, что "ЖV!" могут объединить с РБК - опять же для улучшения финансового положения активов. Николай Усков тогда подтвердил обсуждение такой идеи, но Лаврухин заявил, что вопрос об этом может возникнуть не ранее 2013 года. Лаврухин объяснил, что подобный проект должны одобрить миноритарные акционеры и кредиторы РБК.

Между тем, как изменится состав акционеров РБК со сменой гендиректора, пока не ясно. Герман Каплун заявил, что будет решать по ситуации, выходить ли ему с коллегами из состава акционеров холдинга (основателям компании Каплуну, Александру Моргульчику и присоединившемуся к ним позже Дмитрию Белику принадлежит около 7 процентов акций). Что ясно точно, так это то, что у "Онэксима" теперь будет гораздо больше свободы при назначении новых руководителей внутри холдинга: вслед за решением об отставке Каплуна о своем уходе заявили Моргульчик и Белик, а также гендиректор "РБК Медиа" Артем Инютин и гендиректор входящего в холдинг "Медиамира" Михаил Гуревич. Что же касается акций, то ситуация вполне может снова повторить произошедшее в "ЖV!": "Онэксим", сначала владевший только контрольным пакетом акций группы (миноритарные пакеты принадлежали Яковлеву и Кацману), к 2012 году стал единственным акционером "ЖV!". И если "Онэксим" постепенно заберет РБК под свой полный контроль, говорить о слиянии холдингов будет уже гораздо проще.

< Назад в рубрику