В 2011 году многие российские компании получили прибыль либо близкую к рекордной, либо и вовсе рекордную. Для акционеров это в первую очередь означает, что размер дивидендов по ценным бумагам будет больше, чем в прошлые годы. "Лента.ру" попыталась разобраться, какие компании предлагают наибольшие дивиденды и как на их щедрости можно заработать.
Дивиденды - деньги, которые используют менеджеры компаний для поощрения владельцев: раз в год (реже раз в квартал или раз в полгода) они распределяют часть чистой прибыли среди акционеров. Владельцы привилегированных акций (они не обладают правом голоса), как правило, получают больше денег, владельцы обыкновенных акций - чуть меньше. При этом не исключен вариант, когда компания по несколько лет и вовсе не платит дивиденды - например, российский бизнес от них массово отказывался во время кризиса, когда многие компании и банки стали убыточными.
Руководство может решить оставить деньги внутри компании и в другом случае: когда, например, ожидаются масштабные инвестиции в производство или готовится крупное слияние. "Менеджмент компании, принимая решение о распределении прибыли, должен действовать в интересах акционеров, а это не обязательно означает выплату больших дивидендов - иногда (особенно в случае компаний, находящихся на ранних этапах жизненного цикла) инвестирование доступных средств в расширение бизнеса может привести к большей отдаче для акционеров (в виде роста капитализации) в долгосрочной перспективе, чем выплата дивидендов", - отмечает аналитик ИФ "Олма" Антон Старцев.
Тем не менее, игнорировать выплаты совсем нельзя. Во-первых, владельцы основных пакетов ценных бумаг хотят получать прибыль от своего бизнеса. Во-вторых, отсутствием дивидендов могут быть недовольны миноритарии, а ведь именно от их активности зависит капитализация компании на бирже.
Как правило, дивиденды считаются двумя способами: как определенный процент от чистой прибыли и как соотношение между выплатами на одну акцию и стоимостью акции (это называется "дивидендная доходность").
Первый особенно любит менеджмент: ведь если компания крупная, получаются десятки миллиардов рублей. Такие внушительные суммы как бы подчеркивают щедрость руководства. На биржах обычно считают по-другому: абсолютная цифра не дает представления о том, сколько получит каждый конкретный акционер. Трейдеры предпочитают делить эту цифру на количество выпущенных компанией акций, а потом сравнивать полученный результат со стоимостью ценной бумаги. Чем больше соотношение - тем выгоднее инвестиция.
По данным ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент", в мировой практике нормальной считается дивидендная доходность в три процента. В то же время в ИФ "Олма" тот же показатель по крупнейшим российским компаниям оценивают в 2,5 процента, в Bloomberg - в 2,3 процента, но американское агентство не учитывает ряд привилегированных акций.
Таким образом, получается, что выплаты акционерам в России пока не дотягивают до общемировых показателей. Это подтверждается, если считать дивиденды и "менеджерским" способом: если в мире на выплаты акционерам приходится около 35 процентов чистой прибыли, то в России - около 19 процентов (оценка Nettrader).
Дивиденды выплачиваются не тем акционерам, которые владеют ценными бумагами более или менее продолжительный период времени, а тем, кто попал в реестр акционеров на момент его закрытия. В России закрытие реестров часто происходит в апреле-мае. Следовательно, если какой-нибудь акционер владел ценными бумагами весь год, но продал их в марте, он никаких дивидендов от своих вложений не получит.
Таким образом, напрашивается очевидная стратегия: а что если покупать акции компаний прямо перед закрытием реестров, обеспечивать себе дивиденды, а потом сразу же их продавать? Опрошенные "Лентой.ру" аналитики уверены, что на российских биржах такой номер не пройдет: после закрытия реестров ценные бумаги, как правило, торгуются "без дивидендов", то есть падают на процент доходности.
К тому же покупка на один-два дня несет в себе неоправданные риски. Ведь получить в качестве дивидендов можно лишь 2-6 процентов от стоимости одной акции. В то же время на российском волатильном рынке некоторые ценные бумаги могут упасть за один день на 5-10 процентов даже без фактора закрытия реестра.
С другой стороны, если рынок находится в "бычьей" фазе (то есть покупки преобладают над продажами), дивиденды могут стать отличным дополнением к прибыли, получаемой от обычного роста цен на акции. Ведь на российском рынке случаются не только резкие падения ценных бумаг, но и столь же резкие взлеты.
Несмотря на риски, связанные с приобретением ценных бумаг в преддверии закрытия реестров, многие инвесторы все равно скупают акции накануне "отсечки". Это, по словам аналитика "Атона" Сергея Колоколова, рождает другую стратегию. Она заключается в том, чтобы купить ценные бумаги в начале года, дождаться пика спроса на них весной перед закрытием реестра и вот тут уже их продать. Дивидендов такая стратегия не принесет, но зато она гарантирует более или менее стабильную прибыль (если, конечно, акции за столь продолжительный отрезок времени не упадут в цене).
Контрольные пакеты значительной части крупнейших российских компаний принадлежат государству. Это означает, что дивидендную политику в них определяют чиновники. С середины 2000-х и до кризиса существовало правило, согласно которому госкомпании должны были отправлять на дивиденды около 25 процентов своей чистой прибыли. В кризис от этого правила решено было отказаться, и до сих пор выплаты акционерам во многих компаниях отметки в четверть прибыли не достигли.
Из-за этого одни госкомпании выглядят привлекательными для "дивидендных" стратегий, другие - нет, даже несмотря на то, что в 2011 году они получили рекордную прибыль. Так, Сбербанк по итогам года отчитался о прибыли более чем в 300 миллиардов рублей (по этому показателю российская финансовая организация стала одной из лучших в мире), но дивидендная доходность у него - лишь 2,1 процента. Для сравнения, у "Газпрома" (который также провел не худший год в истории) аналогичный показатель составляет пять процентов.
Среди других нефтегазовых компаний аналитики рекомендуют покупать привилегированные акции "Башнефти", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" - иными словами, практически всех крупных игроков рынка за исключением "Газпром нефти", "Лукойла" и "Роснефти". По данным "Атона", дивидендная доходность указанной четверки превысит 6 процентов, а в случае с "Сургутнефтегазом" может достигнуть 10,9 процента. У "Лукойла" тот же показатель составляет 5,7 процента, у "Газпром нефти" - 4,7 процента, у "Роснефти" - и вовсе 1,6 процента.
Не из нефтегазового сектора аналитики отмечают металлургический "Мечел", у которого дивидендная доходность может составить почти 17 процентов, и МТС - 5,6 процента. Других вариантов для "дивидендных спекуляций" практически нет: не покрывают величину инфляции ни выплаты акционерам "Ростелекома", ни выплаты "АЛРОСы", ни "Уралкалия", ни других крупных компаний.
Таким образом, понятно, что на дивидендах без учета роста стоимости акций слишком много заработать не удастся - банковские вклады даже по 6 процентов годовых выглядят куда надежнее. Другое дело, когда растут в цене и сами акции, но и в этом случае дивиденды воспринимаются лишь как дополнение к основному источнику дохода.