Финская студия Almost Human, основанная в начале 2011 года, особым размахом похвастаться не может. В ней числятся всего четыре человека (правда, некоторые из них уже успели потрудиться на благо такой компании, как Remedy, подарившей миру Макса Пэйна и Алана Уэйка), а штаб-квартира студии находится на первом этаже жилого дома (и рядом с конюшней, о чем разработчики сами радостно пишут в своем блоге).
Свою дебютную игру, Legend of Grimrock, Almost Human анонсировала летом 2011 года. Разработчики объяснили, что в мире современных RPG с огромным открытым миром, космическими кораблями и улучшаемыми лошадьми не осталось места чуду старым добрым играм, героям которых нужно блуждать по подземельям, сражаться с врагами и разгадывать загадки, и, мол, они-то именно этот недостаток и собираются исправить.
Legend of Grimrock является убедительной стилизацией под первые экшн-RPG в стиле "исследование подземелий" (dungeon crawl). Из наиболее известных и показательных игр этого вида она заимствует не только, собственно, подземелья и необходимость их изучать, но и ключевые аспекты механики. Так, бои в Legend of Grimrock происходят в реальном времени (и от врагов тут приходится уворачиваться, а массовую резню устроить очень непросто). Героям нужно исследовать разветвленное подземелье, многие элементы которого являются интерактивными, а окружающий их мир разделен на клетки. Эти элементы роднят Legend of Grimrock с такими играми, как серия Eye of the Beholder, Dungeon Master и другими.
Помимо этого создатели Legend of Grimrock позаимствовали из старых игр построение в два ряда (это является характерной особенностью геймплея и сильно на него влияет: если со спины к группе подходит враг, то первыми под удар попадают "задние" персонажи) и то, что у каждого героя есть два активных предмета (по одному на каждую руку), которые он может использовать раз в определенный промежуток времени.
Со старыми играми в стиле dungeon crawl разработку Almost Human роднит и то, что сюжетоориентированной она не является. Какая-то история тут есть, но это так, в общем, дело десятое. Есть четверо персонажей, которых за их преступления отправили в самую страшную тюрьму их мира - Гримрок. Это гора на краю света, в которой находится лабиринт, населенный разными монстрами. Плюсы заключаются в том, что преступник, выбравшийся из подземелий Гримрока живым, считается полноправным членом общества, полностью искупившим свою вину. Минусы - в том, что это никому не удавалось.
С этого, собственно, и начинается игра. Сразу после заставки (довольно условной) игроку предлагают создать новую команду заключенных или взять "дефолтную" четверку героев, выбрать уровень сложности и включить или отключить карту (эта опция понравится тем, кто соскучился по урокам черчения, которые сопровождали старые dungeon crawler-ы).
В плане классов Legend of Grimrock консервативна: сейчас в ней доступны маг, воин и вор. Рас в игре четыре, и они более любопытны: люди (могут использоваться как угодно), минотавры (подходят для ближнего боя, но никакие маги), люди-ящерицы (отличные воры) и инсектоиды (их лучше всего использовать как магов). Сразу после генерации герои отправляются в недра Гримрока, где их и ждут разные враги и загадки.
Dungeon crawl - стиль довольно простой, и Legend of Grimrock тут совершенно канонична. Героям нужно "просто" идти вперед, "просто" сражаться с монстрами и "просто" разгадывать загадки. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего "простого" тут нет и в помине.
Например, в боях атака в лоб вообще не работает. "Просто" выйти навстречу толпе врагов и порубить их в кашу у героев, при всем желании, не получится. Во-первых, размахивать топором направо и налево тут нельзя - у оружия и магии есть период возобновления, во время которого их использовать невозможно. И во-вторых, все противники в Legend of Grimrock отличаются недюжинной силой. Даже самый простой паук способен в одиночку “положить” пару персонажей и отравить остальных. А несколько противников гарантированно отправляют всю партию на тот свет. Поэтому вместо лобовой атаки нужно все время обходить врагов сбоку или со спины (чтобы предательски в нее ударить; для этого есть даже дополнительный навык, который увеличивает урон от таких вот коварных ударов).
С многими врагами в ближнем бою лучше вообще не сходиться - они гарантированно убивают всю команду сразу. И тут на помощь героям приходят подручные предметы (от бомб до камней), луки и арбалеты (кстати, стрел тут мало, их нужно экономить и подбирать после того, как убьешь врага) и, конечно, магия.
Магическая система в Legend of Grimrock довольно проста. Все заклинания, которые есть в игре, являются сочетаниями магических рун. Для того чтобы успешно использовать заклятье, нужно владеть соответствующим навыком (без знания "Школы огня" нужного уровня с огненной магией далеко не уйдешь), а еще нужно знать его формулу. Выяснить ее можно двумя способами: или найти свиток или просто подобрать сочетание символов. Второй путь подходит для неленивых и любопытных - рун тут девять, в каждом заклятии их может быть одна и более, поэтому перебирать можно до конца времен.
Вообще же магия представляет собой еще одну загадку из множества тех, которые наполняют скалу Гримрок. Собственно, вся эта "тюрьма" представляет собой один гигантский паззл, который складывается из нескольких этажей (каждый из них - головоломка поменьше, разделенная, в свою очередь, на множество совсем небольших задач). Для того чтобы продвигаться с одного уровня на другой, героям нужно проходить через порталы, нажимать кнопки, находить камни-"глаза" для статуи, которая заведует открытием двери, и так далее. В некотором роде загадкой являются и бои - из-за особенностей движения и из-за недостатка пространства в них довольно быстро начинаешь мыслить клетками - как в Portal, например, где приходится думать порталами.
К недостаткам игры можно отнести разве только то, что она даже не пытается скрыть своей малобюджетности: интерьеры подземелий довольно однообразны, а бестиарий крайне мал. Однако и то, и другое полностью искупает отличный дизайн уровней и хорошо продуманные головоломки.
Конечно, Legend of Grimrock понравится в первую очередь тем, кто ностальгирует по Настоящим Подземельям (в противовес тем коридорам с дверью на выходе, которые мы можем наблюдать в современных RPG). Но отличные загадки, интересные бои и возможность соприкоснуться с историей игр в симпатичной современной оболочке могут быть интересны даже тем, у кого вид узких темных коридоров тоски по прошлому не вызывает.