Наука и техника
23:19, 19 апреля 2012

Чудо-шапка Впечатления от игры Fez

Белый большеголовый гуманоид по имени Гомес жил себе спокойно в живописной деревушке на краю света. Поигрывал на барабанах в свободное время и, в общем, бед не знал. Однажды утром он получил в подарок феску. Головной убор оказался волшебным — с его помощью Гомес выяснил, что мир, во-первых, трехмерный, во-вторых, находится под угрозой уничтожения из-за появляющихся тут и там черных дыр.

Собственно, в этом абзаце была пересказана примерно половина всего сюжета игры Fez, которая появилась на консолях Xbox 360 13 апреля. Вторая половина истории тоже, в общем-то сложностью не отличается: Гомес путешествует по миру в поисках золотых кубов, способных восстановить равновесие. Иногда ему попадается целый артефакт, но чаще такой куб разбит на восемь кубиков поменьше. На первый взгляд, Fez – игра простая и прямолинейная, примерно как платформеры, издававшиеся для восьмибитных консолей четверть века назад. Даже мир, в котором живет Гомес, поначалу выглядит как уровни из этих старинных игр — все предметы собраны из вполне различимых пикселей, разве что краски теперь используются более разнообразные, чем 25 лет назад.

Но мир в Fez на самом деле гораздо сложнее. Гомес может перемещаться исключительно в двух измерения, но чудо-шапка дает ему возможность в любой момент повернуть уровень, на котором он находится, на 90 градусов. Другими словами, на каждую из имеющихся в игре комнат можно взглянуть с четырех различных точек зрения. Под определенным углом кажется, например, что нужный Гомесу куб лежит на недостижимой платформе. Однако делаем пару поворотов - и выясняется, что до артефакта-то рукой подать. Другие манипуляции с пространством позволяют обнаружить спрятанные двери, сундуки, лестницы и другие секреты, которых в Fez полно. Объяснить, как именно это работает, не так-то просто — лучше один раз показать.

Скриншот Fez
Lenta.ru

Кроме того, мир в Fez не просто сложный, но еще и интересный. Предугадать, что именно ждет Гомеса за следующей дверью, практически невозможно. Может быть, там окажется говорящая сова, огромная колокольня, выстроенная на крошечном острове в океане, мухоморы-переростки (почти такие же, как в ранних играх о Марио), обсерватория, заросший мхом тронный зал или плита с каракулями какой-то древней цивилизации. О последних, кстати, надо поговорить отдельно. В Fez на стенах можно обнаружить кучу надписей, составленных из фигурок, напоминающих о "Тетрисе". Это вовсе не случайный набор значков. Создатели игры разработали полноценный алфавит. Все надписи — которые в большинстве случаев являются подсказками — при желании можно расшифровать.

Еще одна важная особенность Fez – это отсутствие сложности в традиционном понимании. В игре нет ни одного агрессивно настроенного существа. Фактически Гомес может погибнуть только в том случае, если упадет с большой высоты. Да и при таком стечении обстоятельств он тут же вернется к жизни где-нибудь поблизости. Более того, для прохождения игры необходимо собрать 32 куба. Всего же их в Fez 64 — то есть если какая-то головоломка вдруг покажется игроку слишком сложной, ее можно будет запросто пропустить. Кстати, после однократно прохождения игры Гомес получает возможность взглянуть на мир под еще более неожиданным углом — и после этого обнаруживать ключи к решению отдельных задач становится чуть легче.

Fez – это, в общем, даже и не игра в чистом виде, а огромная и здорово спроектированная игровая площадка. Все, что на ней есть, хочется разглядеть со всех сторон, потрогать и опробовать. Проблема только в том, что на этой игровой площадке вас поджидают опасности, явно не предусмотренные проектировщиками. В частности, имеется риск провалиться сквозь песочницу, навечно застрять на карусели или не найти дорогу до горки, которая вроде как находится всего-то в паре метров от вас. Другими словами, в Fez полно багов.

Скриншот Fez
Lenta.ru

Например, в некоторых комнатах Гомес с легкостью проходит сквозь стены и проваливается в пустоту. Как минимум один раз при прохождении игры автором текста сложилась ситуация, в которой Гомес снова и снова возрождался воздухе, падал и разбивался (игру пришлось перезагрузить). Со временем Fez начинает подгружать новые уровни все медленнее и медленнее. Иногда комната, на прохождение которой требуется секунд 15, загружается в районе минуты. В принципе, это тоже лечится перезапуском. К тому же, в некоторых ситуациях у Гомеса случаются конвульсии, и он начинает нервно подергивать своими конечностями. Впрочем, на геймплее такое поведение не отражается, так что на этот баг вполне можно закрыть глаза. Тем более, что некоторые игроки уже успели столкнуться с проблемами посерьезней.

Обидно, что все эти недочеты обнаруживаются в игре, на создание которой ушло около пяти лет (Fez анонсировали летом 2007 года). Если бы не многочисленные баги, история о приключениях белого существа в феске вполне могла бы претендовать на звание лучшего платформера года.

< Назад в рубрику