О чем еще говорят герои

В прокат выходит фильм "Мстители"

К запланированному на начало мая выходу на экраны фильма "Мстители" зрителей долго готовили. Заявленные в названии ленты мстители - это вообще-то группа супергероев из комиксов Marvel. Рисованные версии большинства из них были представлены публике десятки лет назад. В 2000-х началось массовое переселение этих персонажей на большие экраны. В 2008 году в прокат были выпущены "Железный человек" и "Невероятный Халк" (последний, впрочем, имеет опосредованное отношение к "Мстителям" - в "Халке" зеленого великана играл Эдвард Нортон, в новой же ленте эту роль исполняет Марк Руффало). В 2010-м вышел "Железный человек 2". В 2011-м зрителям представили "Тора" и "Капитана Америку".

Реакция зрителей и критиков на все вышеперечисленные фильмы была более или менее теплой. Наилучшие отзывы собрал, пожалуй, первый "Железный человек". Прохладней всего встретили "Невероятного Халка" - впрочем, и эта картина в прокате не провалилась. Так или иначе, "Мстители" должны были стать своего рода вершиной, лучшим фильмом франшизы, способным удивить пресытившихся спецэффектами зрителей.

Делать из "Мстителей" что-то сногсшибательное позвали Джосса Уидона - человека, ранее принимавшего участие (в качестве сценариста и постановщика) в работе над сериалами "Баффи - истребительница вампиров", "Светлячок", "Офис" и "Кукольный дом", а также над полнометражками "Миссия 'Серенити'" и "История игрушек".

В случае с "Мстителями" Уидон решил не тянуть резину - зрителям буквально в первые же минуты дают понять, что именно их ждет. Из синего портала вылезает Локи (Том Хиддлстон) и сразу же сообщает, что собирается захватить Землю при помощи армии, собранной из агрессивных инопланетян. С помощью некоего волшебного жезла он гипнотизирует талантливого ученого и оказавшегося поблизости супергероя, а затем отправляется в секретную лабораторию. Там Локи намеревается построить портал вроде того, через который он сам проник на нашу планету, но во много раз крупнее, чтобы можно было привести на Землю вышеупомянутую инопланетную армию. (К слову, позже выясняется, что из состояния гипноза жертв Локи можно вывести при помощи сильного удара по голове. Прямо скажем, технология, оказавшаяся в распоряжении суперзлодея, кажется не слишком эффективной.)

Остановить Локи и пришельцев могут только супергерои, не попавшие под воздействие волшебного посоха: наемница русского происхождения (Скарлетт Йоханссон), ученый-мутант (Марк Руффало), миллионер в доспехах (Роберт Дауни-младший), полубог инопланетного происхождения (Крис Хемсворт) и человек со звездно-полосатым щитом (Крис Эванс). Координирует их действия одноглазый стратег-манипулятор (Сэмюэл Л. Джексон).

Вот только стоит супергероям оказаться всем вместе в замкнутом помещении, как они забывают о сражениях со злом и начинают выяснять, кто из них круче. Собственно, примерно половина хронометража "Мстителей" - это словесные перепалки (а иногда и мелкие потасовки) между людьми, наделенными невероятными сверхспособностями. И, надо отдать должное Уидону, диалоги в фильме как раз-таки удались. Разумеется, я не знаю наверняка, как именно разговаривают люди, умеющие стрелять молниями или под воздействием стресса превращаться в зеленых культуристов. Но в "Мстителях" реплики персонажей Дауни-младшего и Руффало звучат вполне естественно.

К сожалению, никаких других приятных сюрпризов для зрителей Уидон не подготовил. В какой-то момент Локи предсказуемо удается открыть портал в другое измерение, и всю вторую половину ленты Мстители эту дыру пытаются залатать. Закрытие портала сопровождается разрушением нескольких небоскребов (зоной боевых действий является Нью-Йорк), а также продолжительными перестрелками, погонями и рукопашными схватками с гигантскими космическими черепахами. Тут как-то сами собой вспоминаются третьи "Трансформеры". Дело в том, что и Бэй, и Уидон располагали колоссальными бюджетами и этими финансовыми ресурсами распорядились вполне эффективно. В результате и "Мстители", и "Трансформеры 3" буквально под завязку напичканы спецэффектами. Акробатических трюков и компьютерной графики в обоих фильмах так много, что от них аж укачивает, а потом глаз замыливается и начинает клонить в сон. Это, если вдуматься, парадоксальная ситуация: на экране люди прыгают с небоскреба на небоскреб, летают какие-то годзиллы, все взрывается и рушится, но при этом зевоту невозможно сдержать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Мстители"

Некоторое время назад казалось, что студия Marvel взяла верный курс и впредь будет снимать фильмы, интересные не только давним поклонникам комиксов. Идея заключалась в том, что супергероев представляли зрителям как обычных людей с необычными способностями и кучей недостатков в придачу. Наиболее удачным в этом плане оказался "Железный человек" - поэтому, собственно, фильм и понравился широкой аудитории. Уидон, к сожалению, с задачей скорее не справился. "Мстители" - фильм с абсолютно предсказуемым сюжетом (что, впрочем, нормально для большинства экранизаций графических новелл), зато его создатели уделили избыточное внимание визуальной составляющей. В результате у неподготовленного зрителя может возникнуть вопрос: "А фильмы по комиксам - это случайно не для сумасшедших?"