В течение одного дня, 18 апреля 2012 года, произошли три события, каждое из которых претендует на то, чтобы стать точкой отсчета истории "электронной демократии" в России: запустился проект "электронного парламента"; наметилась практическая реализация предвыборного обещания Владимира Путина о рассмотрении законотворческих инициатив граждан, собравших 100 тысяч подписей в интернете; гражданские активисты приступили к созданию полноценной партии в Сети.
18 апреля официально запущен сайт "Думаем вместе", посвященный обсуждению идеи "электронного парламента". Это государственная инициатива: она обсуждалась еще на президентском совете по развитию информационного общества, текущей работой которого руководил Сергей Нарышкин - тогда он был главой администрации президента, а ныне перебрался в кресло спикера Госдумы. Концепцию "электронного парламента" приняли в октябре 2011 года.
Сайт, запущенный 18 апреля, - это подготовительный краудсорсинговый проект, которому отведен месяц жизни. За это время предполагается собрать и обсудить предложения и пожелания экспертов и обычных пользователей интернета насчет того, что вообще нужно от "электронного парламента". К проекту привлечены многие эксперты в области раскрытия данных и публичного "электронного государства", в частности Иван Бегтин и Алена Попова.
По замыслу, "электронный парламент" представляет собой, в первую очередь, механизм обратной связи между депутатами и избирателями. Предполагается, что на сайте "электронного парламента" будут публиковаться полные отчеты о деятельности каждого депутата (включая, по предложению эксперта проекта Ивана Бегтина, статистику посещаемости заседаний), каждой фракции, каждого думского комитета или комиссии; вестись прямые трансляции заседаний Думы и отдельных комитетов и комиссий; раскрываться данные о доходах, расходах и имуществе депутатов и членов их семей.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" один из инициаторов "электронного парламента", депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев, в России нет устоявшихся практик обратной связи между депутатами и избирателями, в особенности с тех пор, как были отменены выборы по одномандатным округам и депутаты окончательно оторвались от земли. Каждый отдельный депутат может налаживать эти механизмы в меру своих желаний и возможностей: кто-то регулярно встречается с народом в общественной приемной, кто-то пользуется для этого социальными сетями. "Электронный парламент" призван создать универсальный механизм.
Вторая важнейшая функция, которую планируется придать "электронному парламенту", - инструмент прямой демократии. В частности, Иван Бегтин предложил принять закон об отзыве депутата на основании онлайн-петиции от граждан, причем если петиция собрала 50 тысяч подписей, должна запускаться соответствующая публичная процедура, а если 100 тысяч - отзыв происходит автоматически. Обсуждается (и пользуется некоторой поддержкой пользователей сайта "Думаем вместе") предложение готовить законопроекты по wiki-принципу, когда каждый может внести свою правку и просмотреть предыдущие редакции.
"Важно, чтобы площадка осталась нейтральной, - добавил Илья Пономарев. - В "электронном парламенте" мы конструктивно работаем и с "Единой Россией", и ЛДПР, и с коммунистами, и с нейтральными экспертами".
В тот же день, 18 апреля, премьер-министр и избранный президент России Владимир Путин совещался в Ново-Огарево с правительством об исполнении своих предвыборных обещаний. Одно из них, данное в статье в "Коммерсанте" от 6 февраля, фактически напрямую конкурирует с "электронным парламентом": "Ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете". Путин согласился с идеей создать экспертный совет из членов правительства и парламента, который разбирал бы поданные онлайн-петиции, "отбрасывал бы ненужные и неисполнимые и вбирал бы все, что нужно обществу и государству".
"Я думаю, что в итоге эти две инициативы "поженятся", - прокомментировал эту конкуренцию депутат Пономарев, - но у нас в стране, теоретически, существует разделение властей и, наверное, было бы правильно, чтобы инициатива про парламент исходила от парламента, потому что когда ее пытается навязать правительство - это вызывает некоторый скепсис".
"У нас в стране нет парламента, - подчеркнул Пономарев. - В том, что у нас называется парламентом, фактически не разрабатываются законы и даже не принимаются решения, будет ли принят тот или иной закон. Хотелось бы хоть в каком-то виде возродить парламент".
Путин особое внимание обращает на механизм авторизации подписей под онлайн-петициями, опасаясь накруток, ботов и анонимов. По его словам, концепция механизма должна быть готова к осени. Сбор предложений о работе "электронного парламента" на сайте "Думаем вместе" заканчивается 21 мая. Таким образом, оба технических задания появятся летом. Конкурирующие предложения идут пока, что называется, "ноздря в ноздрю".
Все того же 18 апреля в "Ведомостях" появилась статья Леонида Волкова и Федора Крашенинникова, в которой они анонсировали создание партии, всецело построенной на принципах "электронной демократии".
Айтишник и политик Волков и политолог Крашенинников, оба екатеринбуржцы, - давние энтузиасты этих принципов. Около года назад они опубликовали книгу "Облачная демократия", основные идеи которой до смешного похожи на идеи, положенные в основу "электронного парламента". Интернет, максимально упрощая коммуникацию, дает невообразимые прежде инструменты обратной связи и прямой демократии, а также простой механизм распределенного решения задач (краудсорсинга). Для практической обкатки этих идей Волков и Крашенинников запустили сайт "Демократия 2" - по сути, социальную сеть для политиков и гражданских активистов.
Инструментария "Демократии 2", по мысли Волкова и Крашенинникова, достаточно, чтобы создать полноценную партию. После либерализации правил регистрации партий и их участия в выборах в России случился очередной бум партстроительства, однако партия Волкова и Крашенинникова, как они утверждают, будет качественно другой. Коротко говоря, она будет 1) максимально децентрализована и демократична: все решения в ней будут вырабатываться и приниматься методом краудсорсинга через интернет; 2) максимально независима: не полагаясь ни на крупных спонсоров, ни на государственное финансирование, она будет получать деньги методом краудфандинга (как проект "РосПил" Алексея Навального или как оргкомитет зимних митингов в Москве через "кошелек Романовой").
Существенная техническая сложность этого проекта заключается в том, что уставные документы, отчетность и прочее подобное партии пока еще необходимо сдавать в бумажном виде, а значит, нужны люди, которые должны превращать все эти высокотехнологичные решения в бумажки установленного образца и ногами относить их в соответствующие ведомства. Какой бы "облачной" и "электронной" ни была партия, окончательными будут считаться бумажки, а не онлайн-петиции и голосования. И представить себе, что люди, осуществляющие эту смычку, примутся манипулировать и мухлевать, увы, очень просто.
В статье в "Ведомостях" Волков и Крашенинников предлагают не самое убедительное решение этой проблемы: "Внутри партии можно достичь джентльменского соглашения о том, что все бумажные офлайновые процедуры будут восприниматься исключительно формально, то есть просто результаты уже состоявшихся электронных голосований будут переложены на бумагу, в форму, приемлемую для Минюста". "Джентльменское соглашение" - не самая надежная категория договорного права, особенно - вновь увы! - в России.
Идея полагаться в таком дорогостоящем деле, как партстроительство, на краудфандинг также сомнительна. Этот метод хорошо работает, когда есть конкретная цель, внятный критерий ее достижения, конкретная сумма и конкретный срок. Пример с тем же "кошельком Романовой": надо 3 миллиона рублей на техническое обеспечение митинга 24 декабря на проспекте Сахарова - тут сразу все понятно, включая и то, как оценивать результаты (состоялся митинг, была на нем хорошая сцена, звук и экраны - успех, не было - провал). Да и то, едва-едва удалось собрать требуемую сумму в требуемый срок. В партийной же деятельности такая конкретизация едва ли достижима, а на абстрактное "хорошее дело" люди дают деньги еще менее охотно.
Как бы там ни было, екатеринбургские активисты охотно провозглашают свою инициативу пилотным проектом "электронной демократии". А значит, осложнения и ошибки неизбежны.
Проектов, призванных наладить взаимодействие государства и общества через интернет, а равно и использовать коммуникационные возможности интернета в повседневной политической жизни, и прежде было немало. Была приснопамятная ФЦП "Электронная Россия" - один из явных фаворитов в конкурсе на самое бездарное расходование 20 с лишним миллиардов бюджетных рублей. Был поучительный опыт общественной экспертизы проекта закона "О полиции" в интернете, когда группе энтузиастов под предводительством замдиректора "Transparency International - Россия" Ивана Ниненко удалось методом краудсорсинга "продавить" несколько существенных поправок. Был призыв президента Дмитрия Медведева к чиновникам заводить блоги и даже угрозы увольнять тех, кто "не присутствует на постоянной основе в Сети". В конце концов, есть и даже неплохо работает портал "Госуслуги".
Соблазнительно простое объяснение очередного приступа интереса к "электронной демократии" - всплеск гражданской активности интернетизированной части общества зимой 2011/12 годов. Тогда ведь, как ни крути, началось все с бурления в социальных сетях.