С 18 по 20 апреля в подмосковном пансионате проходило одно из главных мероприятий российской интернет-отрасли РИФ+КИБ 2012. Участники и спикеры говорили о взаимоотношениях бизнеса и социальных сетей, успехах российских интернет-СМИ, будущем рекламного бизнеса, мобильных технологий и интернета в целом, а также о других, более узких вещах.
На важность мероприятия (если бы кто вздумал сомневаться) должны были указать выступления "топов", или, иначе говоря, людей, чье присутствие на конференции было гораздо важнее содержания их речей. Начался РИФ+КИБ с позитивного видеопослания президента России Дмитрия Медведева, а несколькими минутами позднее гости узнали о поданной заявке на регистрацию домена .РУС. Если обещание Медведева и в дальнейшем оставаться в соцсетях и блогах ни у кого особых возражений не вызвало, то планы по созданию "русскоязычной" зоны (а именно так ее позиционируют) оставили в недоумении не только относительно рядовых участников конференции, но и, например, Сергея Плуготаренко, имевшего непосредственное отношение к ее организации.
Идеолог свободного программного обеспечения Ричард Столлман (Richard Stallman) и директор лаборатории Mozilla Labs Паскаль Финетт (Pascal Finette) тоже обратились к участникам конференции по видеосвязи. Столлман, доказывая важность тотального перехода от проприетарного (закрытого) ПО к свободному (дойдя в своей речи до первого упоминания слова "free", он специально расшифровал: "svobodno, not besplatno"), выглядел закостенелым параноиком. Он видел угрозу не только в мобильных телефонах, которые, по его словам, можно удаленно заставить подслушивать за своими хозяевами, но и в любых закрытых программах и практически во всех мало-мальски популярных операционных системах (в компанию к Windows, Mac OS X и iOS попал даже условно-открытый Android). Во всех этих продуктах, уверен Ричард, содержатся закладки, которые "стучат" о действиях пользователей властям. "Не вы управляете компьютером, а компьютер вами", - резюмировал самый яростный сторонник IT-свободы и призвал участников РИФ+КИБ поддержать свои инициативы.
Зал, конечно, поаплодировал высокому гостю, но вопросов ему задавать не стал и к обсуждению затронутых им тем не приступил.
На конференцию приехал замечательный Рик Фальквинге (Rick Falkvinge), основатель Пиратской партии Швеции, однако его лекция о том, как монополия копирайта вредит развитию общества и что с этим предлагается сделать, не блистала оригинальными идеями. Выступление Рика, безусловно, было бы интересно условным "обывателям", но посетители РИФ+КИБ, как люди подкованные, наверняка ожидали чего-то более содержательного.
С большинством других "топов", кажется, вышла примерно та же история: они либо "капитанствовали", рассказывая довольно очевидные вещи, познавательные разве что для студентов младших курсов, либо уходили в такую техническую глухомань, что угнаться за ходом их мыслей удавалось далеко не каждому. Зато на их фоне выгодно выделился Шахар Вайсер, основатель сервиса GetTaxi, позволяющего заказать такси с помощью пары кликов в мобильном приложении.
Вайсер начал свою презентацию с описания реального положения дел в Москве (его компания совсем недавно начала работать в российской столице). Отметив большое количество "бомбил" и высокую стоимость проезда, он стал обещать какие-то уж совсем фантастические вещи: такси, которое подъезжает менее чем за 10 минут и готово "подбросить" до ближайшего метро за несколько десятков рублей. При этом к системе может подключиться любой таксист или таксопарк, а чуть ли не единственным требованием к будущему партнеру GetTaxi является наличие хорошей машины.
Другие докладчики тоже воспользовались предоставленным временем, чтобы поведать об успехах своих сервисов. Так, к примеру, поступила Джессика Пауэлл (Jessica Powell), представляющая сайт для знакомств Badoo. Мировая аудитория сервиса, изначально задумывавшегося как социальная сеть, превышает 140 миллионов человек, и теперь он активно пытается завоевать российский рынок. В разговоре с корреспондентом "Ленты.ру" Пауэлл пояснила фундаментальное, с ее точки зрения, отличие социальных сетей и сайтов для знакомств.
Первые, отметила она, нацелены на общение с уже знакомыми людьми, и предложения "подружиться" с незнакомцами там в основном вызывают отторжение. Пользователи Badoo, как и других подобных сервисов, приходят на сайт именно для поиска новых знакомств и понимают, что и все остальные оказались там по той же причине. Даже перспектива появления функционала "для знакомств" в существующих соцсетях не пугает Badoo - по мнению Джессики, специализированные сервисы в любом случае будут выигрывать по удобности.
Специализированным, или нишевым, социальным сетям на РИФ+КИБ посвятили отдельную секцию, вызвавшую большой интерес у аудитории (в первую очередь, из-за присутствия на ней медиадиректора SUP Media Антона Носика). Создатели тех или иных соцсетей "с изюминкой" по очереди рассказывали о своих детищах, и из их речей становилось понятно главное - вторыми "ВКонтакте" и Facebook они становиться уже не хотят, а вполне довольны существующим размером своей аудитории.
Вообще, тема социальных сетей и работы в них (пресловутый Social Media Marketing, SMM) стала одной из центральных на конференции. Жирную черту под выступлениями SMM-щиков, поочередно расхваливавших свое умение привлекать аудиторию и повышать эффективность рекламных кампаний, подвела Нана Куликова, выступив со спорным заявлением о том, что без SMM социальные сети превратились бы в скучные сборники ссылок и картинок. Жаль только, что провалу "российского Twitter" - сервиса Futubra - не было посвящено ни одного выступления. Зато сама "Футубра" на РИФ+КИБ активно рекламировалась и даже наняла людей для ведения онлайн-трансляции.
Но настоящей звездой РИФ+КИБ стала соцсеть "ВКонтакте". В первый же день заместитель гендиректора соцсети Илья Перекопский рассказал о сумасшедшем количестве ботов в группах популярных брендов. Главным "мошенником", "накрутившим" странице компании Adidas несколько сотен тысяч ненастоящих пользователей, Перекопский назвал агентство "НЛО Маркетинг". С главой агентства, Федором Вириным, который попытался было задать вопрос из зала, Перекопский наотрез отказался разговаривать, фактически выгнав его с секции.
Вирин, в свою очередь, охотно рассказывал журналистам, что после "вычищения ботов" из группы Adidas в ней значительно снизилась активность. При этом он не брался утверждать, что все удаленные пользователи были настоящими подписчиками, но жаловался, что выйти на контакт с администрацией "ВКонтакте" ему за полгода так и не удалось. От соцсети ему хотелось получить подтверждение, что удалили действительно ботов: "Нам же тоже нужно это объяснить клиенту".
Перекопский же отказ выходить на контакт с "НЛО Маркетинг" объясняет просто: "Мы не намерены общаться с мошенниками, портить себе репутацию." Пресс-секретарь соцсети Владислав Цыплухин добавил к этому, что "ВКонтакте" достаточно сотрудничать с "пятеркой качественных агентств". Чуть позже сервис обновил список авторизованных партнеров, вынеся отдельно "НЛО Маркетинг" и некую компанию Admitad в "Черный список". Последнее означает фактическое изгнание агентств из социальной сети: как говорится в пояснении, "ВКонтакте" не только отказывается от дальнейшего сотрудничества с неугодными компаниями, но и запрещает другим, под страхом попадания в "Черный список", работать с ними.
Антон Носик отнесся к стремлению руководства "ВКонтакте" публично разбираться с теми или иными компаниями сдержанно-положительно: "Это люди новой формации, которые решают коммерческие вопросы апелляцией к толпе. Они призывают широкую публику в арбитры своих деловых споров. Это не принято в мировой деловой практике, это новое слово - так и они новые люди, которые придумывают свою корпоративную культуру сами. То, что они придумали - довольно забавно. Это их выбор." Банкир Олег Тиньков, напротив, резко раскритиковал такое поведение, предсказав, что "скоро жизнь их [администрацию "ВКонтакте" - прим. "Ленты.ру"] накажет". В итоге между Тиньковым и Перекопским развязался несодержательный спор, закончившийся ничем.
О "ВКонтакте" вспомнили и на второй день конференции. На секции о влиянии зимних протестов на посещаемость российских интернет-СМИ руководитель интернет-проектов газеты "Ведомости" Виктор Саксон заявил, что социальная сеть нарушает авторские права издания, позволяя пользователям просматривать статьи по опубликованным ссылкам без перехода на сайт газеты. На следующий день к обвинениям присоединилось издание Slon.ru, однако ни ответа от "ВКонтакте", ни сообщений о каких-либо действиях "Ведомостей" так и не поступало.
Еще одна тема - "мобильные устройства станут гиперпопулярными" - красной нитью проходила во многих выступлениях и секциях. Рекламщики, к примеру, спорили о том, как размещать рекламу на маленьком экране смартфона и при этом не надоедать пользователю. На одной из соседних секций представляли стартапы в виде только мобильных приложений (слава Instagram не дает покоя) и проекты по быстрому созданию мобильных приложений. Кульминацией "мобильного" направления должен был стать круглый стол о будущем мобильных технологий.
Но тема оказалась настолько обширной, что эксперты метались между обсуждением влияния размеров батареек на будущее мобильных устройств, теоретического достижения технических пределов каналов связи, выбора платформы для "мобильника будущего" (тут, в частности, сошлись на мнении, что "Яндекс" наверняка готовит что-то свое) и интерфейсов взаимодействия со всеми этими устройствами. В итоге за два часа дискуссии какую-нибудь более или менее ясную картину того, с чем нам придется иметь дело через пару десятков лет, представить так и не удалось.
В целом же на РИФ+КИБ 2012 сложился сильный перекос в "бизнесовую" часть - говорили в основном о том, на чем можно заработать. Это же отметили и опрошенные "Лентой.ру" эксперты. Антон Носик, в частности, предположил, что именно по этой причине за три дня почти никто не коснулся обсуждения сервиса микроблогов Twitter, который все плотнее и плотнее входит в жизнь пользователей. Хотя, возможно, в этом и дело: Twitter стал почти как SMS, о котором говорить-то уже нечего.
В следующем же году хотелось бы видеть побольше проектов, результаты которых можно "пощупать" (наподобие того же GetTaxi), а не очередного "сборщика фотографий из нескольких сервисов по хранению фотографий" или, упаси бог, не очередной социальной сети. Уходя в мобильные устройства, которые собирают о нашей жизни гораздо больше данных, чем домашние компьютеры, сервисы должны все больше и больше помогать нам в этой самой жизни. А как на этом заработать, рекламщики придумают.