22 апреля поклонник группы Pussy Riot фактически разделил судьбу своих кумиров - он совершил курьезный поступок, который был квалифицирован по максимально тяжелой статье Уголовного кодекса. 36-летний Андрей Бородин напал с топором на судью, требуя освободить девушек из-под ареста. Теперь под арестом находится сам Бородин, причем не исключено, что он выйдет на свободу гораздо позже Pussy Riot.
19 апреля судья Таганского суда Елена Иванова рассматривала ходатайство следствия о продлении срока ареста для участниц Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, обвиняемых в хулиганстве в Храме Христа Спасителя. Ивановой предстояло озвучить действительно важное решение: если бы девушек выпустили из-под ареста, можно было бы заключить, что власть удовлетворилась наказанием "богохульниц" и об истории с "молебном против Путина" можно потихоньку забывать. Однако судья заявила, что девушки останутся под стражей. Причем Иванова объяснила это не только интересами следствия, но и необходимостью защитить обвиняемых от "посягательств недовольных граждан".
Стоит признать, что "посягательства" действительно вполне вероятны. Домашние адреса девушек (как официальные, так и фактические) давно опубликованы в интернете. В блогах регулярно можно видеть призывы "отрубить их тупые бошки самым тупым топором", а также откровения в духе: "мое отношение к этим *** однозначное - мне хочется их убить. Без кровопролития - просто сжечь живьем на костре". И участники молитвенного стояния "в защиту веры" не стеснялись говорить журналистам, что девушек нужно "посадить на кол, засунуть в мешки и сбросить в реку или отдать на самосуд толпе".
Однако власти не учли, что в этом конфликте есть и иная сторона, которая тоже не стесняется в выражениях. Блогеры начали сравнивать судью Иванову с "комиссаром, расстреливающим контрреволюционеров", а также недвусмысленно припоминать картину XV века "Сдирание кожи с продажного судьи". В поддержку арестованных также собираются демонстрации - хотя по организованности и массовости они явно проигрывают мероприятию РПЦ.
И вот 22 апреля один из сторонников панк-группы, безработный и не имеющий семьи уроженец города Аксай Ростовской области Андрей Бородин, решил перейти от слов к делу. 36-летний мужчина пришел в Таганский суд, каким-то образом прихватив с собой небольшой туристический топорик. По одним данным, он смог пронести его в здание без особых усилий, по другим данным - во время предыдущего визита в суд спрятал топор в укромном месте. В любом случае вопрос о том, почему на топор не среагировали металлоискатели (или охранники не среагировали на сигнал металлоискателей), остается открытым, ведь обычно металлоискатели реагируют даже на крошечный ножик, цепь для ключей, а то и на мелочь, если ее слишком много. И охранники, если они действительно серьезно относятся к своей работе, при любом наплыве народа невозмутимо заставляют незадачливого посетителя выгребать из карманов все до последней монеты.
Служба судебных приставов дала весьма путаные объяснения: "При проходе в здание Таганского районного суда Москвы мужчина был досмотрен судебными приставами, никаких запрещенных предметов при нем обнаружено не было. Проведя некоторое время в районе помещения туалета для посетителей и зала суда, мужчина покинул здание суда, но спустя несколько минут вернулся и снова был досмотрен судебными приставами. Рамка металлодетектора, через которую прошел гражданин, также не выявила наличия запрещенных предметов". Затем было объявлено, что в связи с инцидентом будет проведена внутренняя служебная проверка. Также проверку проведет прокуратура.
Так или иначе, Бородин ворвался в кабинет к Ивановой с топором в руках. Судья сумела схватить нападавшего за запястье, позвала на помощь и нажала "тревожную кнопку". В итоге Бородин был задержан, а Иванова не пострадала. Первоначально адвокат Pussy Riot отрицал связь этого инцидента с делом своих подзащитных, однако затем все же стало известно, что Бородин требовал именно освобождения участниц панк-группы. При этом, по словам задержанного, лично он девушек не знает.
Неизвестно, ознакомился ли Бородин с Уголовным кодексом, прежде чем затевать свою акцию. Если да, то его действия можно назвать весьма обескураживающим самопожертвованием. Если нет, то его ожидал очень неприятный сюрприз.
Дело в том, что статья УК 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование) является весьма и весьма строгой. Даже за простые телефонные угрозы в адрес судьи (статья 296) можно получить штраф. А 295-я статья предусматривает наказание от 12 лет колонии до пожизненного заключения либо смертной казни (которая в связи с действующим в РФ мораторием тоже заменяется на пожизненное заключение). Причем неважно - был ли судья (или следователь, или прокурор) убит, получил ли ранения, или в него просто бросили скамейку от избытка чувств.
Если бы Бородин напал на обычного гражданина, то ему, как максимум, грозило бы сочетание статей 30 и 105 (покушение на убийство, максимальное наказание - 11,2 года колонии). Хотя и это очень маловероятно - обычно такая квалификация применяется, когда потерпевший все-таки получил ранения. А скорее всего, дело квалифицировали бы по статье 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью). И потерпевшему пришлось бы долго мучиться, доказывая, что "имелись основания опасаться осуществления этой угрозы". В итоге Бородину грозили бы принудительные работы либо лишение свободы сроком до пяти лет. Однако из-за того, что Иванова является судьей, любое посягательство на нее карается очень серьезно. Теоретически Бородина могут приговорить к сроку и менее 12 лет (это называется "назначение срока меньше минимального"), однако это возможно лишь при строго оговоренных условиях, и совсем не факт, что суд на это пойдет.
Впрочем, 23 апреля, когда суд поместил Бородина под арест, он не стал выказывать уныния. Мужчина даже заявил: "Я сожалею о том, что я не убил судью Иванову". Следствие тем временем пытается установить причину его беззаботности. Первоначально сообщалось, что в момент нападения Бородин был пьян, однако затем эта версия вроде бы не подтвердилась. Сейчас мужчине назначена психолого-психиатрическая экспертиза.
Кстати, решение об аресте Бородина принял уже не Таганский, а Хамовнический суд.
Судья Иванова после нападения была взята под государственную защиту. Правда, в СИЗО ее, в отличие от Pussy Riot, не поместили - хотя вроде бы теперь совершенно очевидно, что ей тоже грозят "посягательства недовольных граждан".