Финансы
20:05, 25 апреля 2012

Личный мобильный "МегаФон" перешел под контроль Усманова

Компания самого богатого россиянина - Алишера Усманова - 24 апреля стала обладателем крупнейшего пакета акций "МегаФона". Структуры бизнесмена стремились получить контроль над оператором сразу после покупки первой доли, но другие совладельцы были против. В итоге команде Усманова удалось уговорить скандинавскую TeliaSonera сократить свою долю, а компанию Михаила Фридмана - продать весь пакет.

Слухи о грядущем изменении структуры собственности "МегаФона" подтвердились 24 апреля, когда один из акционеров оператора, шведско-финская телекоммуникационная группа TeliaSonera, сообщил о заключении сделки с другими совладельцами компании.

По условиям соглашения, "АФ Телеком" Алишера Усманова купила 8,2 процента акций у скандинавской компании и еще 10,7 процента - у Altimo (управляет телекоммуникационными активами "Альфа-групп" Михаила Фридмана). Структура Фридмана полностью вышла из акционерного капитала "МегаФона", продав оставшиеся 14,4 процента "дочке" мобильного оператора. В итоге "АФ Телеком" консолидировала 50 процентов плюс одна акция "МегаФона"; доля TeliaSonera составила 35,6 процента.

Компании Усманова давно стремились обеспечить себе контроль над одним из лидеров российского телекоммуникационного рынка (сейчас "МегаФон" является вторым оператором по количеству абонентов в стране), однако другие совладельцы свои акции продавать не хотели. Более того, по мнению менеджеров бизнесмена, акционеры препятствовали развитию "МегаФона". Распри совладельцев, которые продолжались последние 10 лет, действительно мешали мобильному оператору "развернуться", в частности, провести IPO и выйти на рынки дальнего зарубежья.

До Усманова

"МегаФон" давно мог начать зарубежную экспансию, однако его планам отчасти мешало отсутствие свободных средств. Оператор мог заработать деньги для выхода на иностранные рынки с помощью IPO (первичное публичное размещение), о котором в компании заговорили еще в 2001 году, однако эти планы нарушила "Альфа-групп", купившая в 2003 году 25 процентов плюс одну акцию. Из-за этого в "МегаФоне" разгорелся корпоративный конфликт, поскольку другой акционер - фонд IPOC - считал, что этот блокпакет должны были продать ему. Между партнерами начались судебные разбирательства, которые и препятствовали проведению IPO.

Акционеры договорились об отзыве взаимных претензий только в 2007 году. Вскоре после этого - в конце января 2008 года - в "МегаФоне" вновь заявили о грядущем размещении. Тогдашний гендиректор Сергей Солдатенков оценивал оператора в 25-29 миллиардов долларов. В конце 2008 года, когда сказались первые последствия финансового кризиса, участники рынка предсказывали, что "МегаФон" откажется от IPO из-за неблагоприятной конъюнктуры.

В итоге так оно и произошло, но к тому времени у компании уже появились свободные средства (885 миллионов долларов по итогам 2007 года), и начинать зарубежную экспансию можно было, не дожидаясь IPO.

Сложно сказать, что тогда помешало "МегаФону" выйти на иностранные рынки. Отчасти планы разрушил новый акционерный конфликт, который произошел после покупки структурами Усманова 8 процентов акций у фонда IPOC. После этой сделки "АФ Телеком" контролировал 31,1 процента акций оператора, причем часть из них - косвенно, через компанию "Телекоминвест" (в ней структурам Усманова принадлежало 73,9 процента акций, оставшейся долей владела TeliaSonera).

Второй конфликт

"Телекоминвест" сразу же дал понять, что команда Усманова считает акции "МегаФона" стратегическим активом, то есть заинтересована в его долгосрочном развитии, и намерена добиваться консолидации контрольного пакета в руках российских инвесторов (на тот момент крупнейшим пакетом - 43,8 процента - владела TeliaSonera). При этом "Телекоминвест" решил достичь своих целей, договорившись со скандинавами, а не с российской Altimo. Причиной тому стали соображения конкуренции: структура "Альфы-групп" владеет кроме того еще и крупным пакетом акций Vimpelcom (управляет брендом "Билайн").

Иван Стрешинский. Фото с сайта metalloinvest.com
Lenta.ru

В "Телекоминвесте" справедливо рассудили, что представители конкурентов не должны находиться в совете директоров, и в июне 2009 года решили объединиться против них с TeliaSonera. Обе компании сблизились на почве стремления вытеснить третьего совладельца из состава акционеров, но через несколько месяцев скандинавы передумали и подписали документ о СП с Altimo. По мнению главы "Телекоминвеста" Ивана Стрешинского, с помощью СП Altimo и TeliaSonera, которые владеют долями в турецком мобильном операторе Turkcell, намеревались отсудить контроль в последнем у другого акционера - бизнесмена Мехмета Карамехмета.

Структуры Усманова выступили против СП акционеров, считая, что такое партнерство не принесет никакой пользы "МегаФону" и может привести к переходу оператора под контроль зарубежной компании (как это случилось у Altimo c Vimpelcom). "Телекоминвест" обратился в суд с требованием отменить соглашение и выиграл.

Все это время у "МегаФона" были средства для зарубежной экспансии и для выплаты дивидендов; также имелась возможность провести IPO, однако акционеры никак не могли решить эти вопросы из-за конфликта. В результате подписания договора об изменении структуры собственности сторонам удалось договориться и по поводу дивидендов ("МегаФон" выплатит акционерам 5,15 миллиарда долларов), и по поводу IPO - размещение акций намечено на 2014 год.

Соглашение совладельцев также открывает двери и для зарубежной экспансии "МегаФона", которую ранее обещала блокировать TeliaSonera, не желая видеть в Европе и Азии еще одного конкурента. Получается, что договор совладельцев "МегаФона" оказался выгоден для всех: "Альфа-групп" в результате продаж акций получит прибыль на инвестиции более 5 миллиардов долларов, TeliaSonera добилась гарантированной выплаты дивидендов и проведения IPO, а "Телекоминвест" получил контроль над "МегаФоном".

До недавнего времени существовала возможность того, что "МегаФон" может стать зарубежной компанией. Многие эксперты утверждали, что суд не позволит иностранцам получит контроль над активом, но скептики напоминали об истории с Vimpelсom, которая фактически перешла под контроль норвежской Telenor. После разрешения конфликта "МегаФон" по структуре акционеров стал ближе к МТС, контрольным пакетом которого владеет российская АФК "Система". Этих операторов объединяет еще и то, что оба пытались выйти на рынки дальнего зарубежья, так как в России и СНГ почти всех абонентов уже "разобрали". Российские совладельцы МТС и "МегаФона" стремились оставить контроль над компаниями за собой; возможно, именно поэтому у них не заладилось с зарубежной экспансией.

< Назад в рубрику