Мир
21:46, 26 апреля 2012

Подрывной элемент Популярного китайского политика заподозрили в шпионаже

В Китае разгорается крупный скандал вокруг одного из популярнейших политиков страны Бо Силая, считавшегося претендентом на высшие государственные должности. В марте его неожиданно лишили партийного поста, однако публиковавшиеся в СМИ версии произошедшего ясности в дело не внесли. Между тем, согласно последней из них, Бо Силая уволили за организацию слежки за руководителями страны.

Сообщение о смещении Бо Силая (Bo Xilai) с поста секретаря отделения Компартии Китая (КПК) в городе Чунцин (Chongqing) появилось 15 марта. Для людей, не искушенных в китайской политике, новость не имела ровно никакого значения. Между тем в самом Китае событие произвело настоящий фурор и вышло в топ обсуждений в местных соцсетях. Причиной такого положения вещей стала репутация Бо Силая как одного из самых популярных и перспективных политиков страны. Особый вес среди соотечественников он приобрел благодаря активной борьбе с преступлениями чиновников, из-за чего его порой называли "главным борцом с коррупцией". Кроме того, предполагалось, что в рамках предстоящей смены руководства Китая, когда председатель Ху Цзиньтао уступит место своему заместителю Си Цзиньпину, Бо Силай получит должность в высших партийных органах.

В официальном сообщении о снятии Бо Силая с поста, выдержанном в стандартном для государственных СМИ сухом стиле, ни о каких конкретных причинах произошедшего не говорилось. Единственным комментарием стали общие слова о том, что решение ЦК КПК "было принято по итогам долгих размышлений и связано со сложившейся ситуацией". Между тем полной неожиданностью увольнение Бо Силая все же не стало, так что версия об истинных мотивах Компартии появилась в тот же день. Согласно ей, политик был отстранен в связи с действиями своего близкого соратника Ван Лицзюня (Wang Lijun), до начала февраля возглавлявшего полицию Чунцина и занимавшего пост вице-мэра, а потом ставшего фигурантом уголовного дела.

Ван Лицзюнь. Фото Reuters
Lenta.ru

Поводом к возбуждению следствия оказался визит Ван Лицзюня в американское посольство в расположенном неподалеку от Чунцина городе Чэнду (Chengdu), где он провел целый день. Сразу после обнародования сведений об этом визите в прессе появились слухи, что Ван Лицзюнь пытался добиться получения политического убежища в США. Уверенности в связи между увольнением Бо Силая и делом его подчиненного придало объявление о лишении Ван Лицзюня поста вице-мэра Чунцина, сделанное на том же заседании, в ходе которого было сообщено об отстранении самого Бо Силая.

Вскоре, однако, в истории вокруг Бо Силая произошел новый поворот: в начале апреля под стражу была помещена его супруга Гу Кайлай (Gu Kailai). Поводом для ареста женщины стали подозрения в ее причастности к смерти британского бизнесмена Нила Хейвуда (Neil Heywood), который умер в Чунцине еще в ноябре 2011 года. Изначально кончину британца связали с отравлением алкоголем (хотя в прессе отмечалось отсутствие у Хейвуда пристрастия к спиртному), однако позже стало известно, что он стал жертвой отравления цианидом.

Между тем по мере того, как подробности дела попадали в прессу, ситуация становилась все более запутанной. В середине апреля в ходе беседы министра иностранных дел Уильяма Хейга с прессой выяснилось, что об организации Гу Кайлай убийства Хейвуда стало известно еще в феврале: именно об этом американским дипломатам рассказал посетивший посольство США бывший глава полиции и вице-мэр Чунцина Ван Лицзюнь. В частности, высказывалась версия, что он обратился в дипмиссию из опасений за свою жизнь: якобы визиту предшествовала его встреча с боссом, которому Ван Лицзюнь и рассказал о том, что жена Бо Силая призналась в отравлении британца.

Наконец подозрения о том, что скандал вокруг Бо Силая и убийство Хейвуда могли быть связаны, укрепились после того, как стало известно, что британец, возможно, помогал бывшему партийному лидеру и его жене вывести за рубеж более миллиарда долларов, которые те накопили преступным путем. Также высказывалось предположение, что поводом к устранению бизнесмена стала его попытка выудить у семьи функционера слишком большую сумму: якобы в случае отказа он грозил супругам предать огласке истинные источники их обогащения. Особую пикантность скандалу придали сведения о предполагаемой романтической связи между Хейвудом и Гу Кайлай. Еще больше дело запутали подозрения, появившиеся у британских депутатов, по мнению которых бизнесмен мог быть негласным информатором службы британской разведки MI6 - на это якобы указывали связи убитого.

Гу Кайлай. Фото Reuters
Lenta.ru

Между тем 25 апреля в прессу попали новые сведения, согласно которым дело против Бо Силая может оказаться серьезнее, чем предполагалось до сих пор. В среду статью о бывшем партийном лидере Чунцина опубликовала газета The New York Times, чьим корреспондентам удалось пообщаться с неназванными китайскими официальными лицами. Из бесед с ними выяснилось, что в рамках борьбы с коррупцией Бо Силай несколько лет назад начал активно использовать прослушку телефонных переговоров. При этом в сферу его интересов попадали не только подозреваемые в мздоимстве чиновники, но и все госслужащие из других регионов, посещавшие Чунцин. Создателем же системы слежки источники называют Ван Лицзюня.

Внимание властей действия Бо Силая привлекли в минувшем августе, когда с визитом в Чунцине оказалась глава министерства контроля Китая Ма Вэн (Ma Wen), в сферу ответственности которой входит в том числе надзор за борьбой с коррупцией. Факт прослушки выявился в ходе ее беседы по предположительно защищенной линии с председателем КНР Ху Цзиньтао. Еще один факт прослушки переговоров главы государства был выявлен также в 2011 году, когда Ху вел беседу с предшественником Ван Лицзюна на посту начальника городской полиции, а ныне высокопоставленным функционером КПК Лю Гуанлэем (Liu Guanglei).

По факту нарушений против Бо Силая было заведено дело, однако он отказался брать на себя ответственность, свалив всю вину на Ван Лицзюна. Тот, как рассказали источники издания, изначально не решился выступить против своего босса, однако позже "сдал" его, рассказав и о прослушке, и о том, что Бо Силай в принципе считал себя вправе не подчиняться распоряжениям сверху. Какова будет дальнейшая судьба Бо Силая и Ван Лицзюна, собеседники газеты предположить затруднились. Тем не менее они выразили уверенность, что скандал со слежкой за руководством страны, хоть и претендует на роль истинной причины преследования политика, скорее всего, так и останется сугубо неофициальной версией. В Пекине вряд ли захотят признавать наличие "подрывных элементов" в тесном кругу доверенных лиц.

< Назад в рубрику