Итальянская нефтегазовая компания Eni стала первой структурой, которая решила пожать плоды обещаний правительства России либерализовать правила работы на шельфе. Корпорация с Апеннинского полуострова заключила контракт с "Роснефтью" о разработке участков на дне Баренцева и Черного морей. Eni, таким образом, подтвердила свою репутацию одной из наиболее дружественных к российскому бизнесу и политическому руководству компаний, хотя в погоне за богатствами российского шельфа к ней должны присоединиться и другие.
История работы Eni в России является достаточно длительной, чтобы считать эту компанию одним из самых привычных иностранных партнеров для российских структур. Как известно, первым международным морским газопроводным проектом РФ стал "Голубой поток", который соединил российский и турецкий берега Черного моря. "Газпром" строил трубопровод вместе с Eni, и в итоге компании стали паритетными совладельцами этого инфраструктурного объекта.
В 2000-е годы, не в последнюю очередь благодаря теплым российско-итальянским межгосударственным отношением, Eni развернула особую активность в России. Она участвовала в разделе активов "ЮКОСа", купив принадлежавшие ему газовые компании. Впоследствии они были переданы "Газпрому". Затем вместе с российским газовым монополистом начал разрабатываться проект "Южный поток". Несмотря на определенные трения, продвижение по нему есть, и Eni в итоге станет одним из ключевых выгодоприобретателей от новой газопроводной артерии, владея в ней 30 процентами акций.
Почти вся прежняя деятельность Eni в России, однако, была связана с газом и конкретно "Газпромом" - нефтяная отрасль РФ оставалась на периферии интересов компании. Теперь, судя по всему, этот пробел будет закрыт беспрецедентным соглашением, заключенным с "Роснефтью". Речь идет о сотрудничестве двух компаний на шельфе Баренцева и Черного морей.
Конкретно Eni и "Роснефть" будут разрабатывать Федынское и Центрально-Баренцевское месторождения в Арктике, а также Вал Шатского в Черном море. Eni получит в совместном предприятии по разведке и добыче на этих участках долю в 33,3 процента, а в обмен предоставит "Роснефти" возможность поучаствовать в своих проектах в Северной Африке. Потенциал этих месторождений оценивается в 3-4 миллиарда тонн нефти, что соответствует шести или восьми годам нефтедобычи по всей России. А запасы, которыми владеет сама Eni по всему миру, уступают этой цифре в несколько раз.
В разработку этих перспективных месторождений предстоит вложить до 100 миллиардов долларов. Только в геологоразведку на них Eni инвестирует около 2 миллиардов. Вывод проектов на полную мощность потребует не только колоссальных финансовых вливаний, но и времени - раньше 2020 года добыча едва ли начнется. Однако в случае успешной разработки и выигрыш будет соответствовать тратам.
В "Роснефти" утверждают, что Eni - не единственная компания, обратившаяся в последние недели с предложениями о сотрудничестве. Это, по всей вероятности, связано с тем, что недавно премьер-министр Владимир Путин фактически дал зеленый свет на разработку шельфа. 12 апреля он заявил, что экспортные пошлины на нефть с новых шельфовых проектов взиматься не будут.
Таким образом Россия пытается привлечь иностранные компании, владеющие всеми необходимыми технологиями добычи, на дно своих морей. Не секрет, что запасы нефти на суше в России практически не растут и соотношение между добычей и резервами является тревожным. Дно же, в особенности арктическое, может стать поистине золотым. Никто толком не знает, сколько богатств содержит этот "последний резерв" России, но порядок - это как минимум миллиарды тонн.
Тем не менее, дороговизна проектов долгое время отпугивала потенциальных инвесторов. Пока что лишь "Газпром" сотрудничает при освоении Штокмановского месторождения с французской Total и норвежской Statoil, а "Роснефть" договорилась о совместной работе в Арктике с американской ExxonMobil. С учетом радикальных налоговых льгот картина меняется, и если интерес к активам "Роснефти", о котором говорят в компании, действительно серьезен, то в новых контрактах в обозримом будущем недостатка не будет. "Торопиться надо, принимать активно решения", - посоветовал потенциальным партнерам президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов.
Между тем, на шельфовые месторождения нацеливаются и российские компании, которые до этого были фактически лишены возможности поучаствовать в их разработке - правительство отдало все перспективные участки трем государственным корпорациям вне конкурса. В апреле представители ТНК-ВР, "Сургутнефтегаза", "Лукойла" и "Башнефти" написали Путину письмо с просьбой поддержать их в обеспечении доступа к углеводородным богатствам, с чем премьер, в принципе, согласился.
Первым в списке стал "Лукойл", который подтвердил свое желание сотрудничать с "Роснефтью". Пока идет предварительное обсуждение, но вполне возможно, что уже в ближайшее время два нефтегазовых гиганта заключат соглашение о совместной разведке и добыче на 12 участках в Охотском и Баренцевом море. "Лукойл", как и Eni, может получить треть акций в этом проекте. Что касается "Башнефти", то она взяла двухмесячный тайм-аут на размышление.
Выигрыш для госкомпаний также очевиден, поскольку на все шельфовые месторождения у них не хватит ни сил, ни средств. Вместе с частниками же реализация многих проектов становится куда более реальной. По крайней мере, пока цены на нефть держатся достаточно высокими - но сейчас нет никаких оснований полагать, что в этом смысле ситуация изменится кардинально.