Интернет и СМИ
23:41, 4 мая 2012

Черно-белый квадрат Как используется QR-код в рекламе

Британская букмекерская контора Betfair разместила QR-код, ведущий на свой сайт, на трусах боксера. Сеть супермаркетов Emart расположила в Сеуле промо-конструкции, которые в час зенита отбрасывали тень в виде QR-кода. Власти Москвы объявили о намерении установить около 200 QR-кодов на объектах культурного наследия со ссылкой на информацию о них. Сегодня QR-код применяется практически во всех сферах жизни, связанных с передачей информации.

QR-код, черно-белый квадрат с геометрическим рисунком, является "потомком" полосатого штрих-кода. Но если штрих-код можно считать только с помощью специальных устройств, то QR-код доступен для считывания всеми смартфонами с основными операционными системами, присутствующими на рынке - iOS, Android и Symbian. Для считывания QR-кода необходимо установить специальную программу, запустить ее и сфотографировать квадрат-шифр. После распознавания фото программа запустит зашифрованную в коде интернет-ссылку или откроет текстовый файл или изображение.

Сделать QR-код без труда может любой человек, для его автоматической генерации существует масса сайтов, поэтому не исключено, что скоро эти черно-белые квадраты мы увидим на каждом окружающем нас предмете, которому есть что рассказать о себе. Пока интерес к технологии только набирает обороты, а большое количество аудитории, особенно в России, даже не знает о ее существовании. Тем не менее, она уже нашла массу самых неожиданных применений.

Пресса

Обложка газеты The Sun 2007 года. Источник: mobileinc.co.uk
Lenta.ru

В американских журналах, например, QR-кодами снабжена большая часть рекламных модулей. Также использование QR-кода - удачный ход для синергии печатных, интернет- и планшетных версий издания: печатная статья дополняется QR-кодом, пройдя по которому читатель может посмотреть дополнительный материал к ней - например, видео или интерактивную инфографику. К таким приемам прибегает, в частности, Wired - американский журнал о гаджетах и технологиях. А первым на обложку QR-код поместил британский таблоид The Sun еще в 2007 году с выносом: "Что в руках у Кили?" В материале газеты пояснялось, что модель Кили Хейзелл держит в руках будущее мобильных технологий.

Сервисы

В начале мая 2012 года правительство Москвы объявило о намерении разместить на объектах культурного наследия около 200 QR-кодов. С помощью них владельцы смартфонов смогут получать текстовую и графическую информацию о культурных памятниках. QR-коды на городских объектах присутствуют в ряде стран, например, в Японии и в США. Но они используются не только для передачи информации, но и для оказания ряда услуг и предоставления сервисов. Нью-йоркская организация Notify NYC расположила в городе QR-коды, считав которые, можно автоматически вызвать экстренные службы. Компания - владелец дорог American Roads запустила приложение, позволяющее водителям оплачивать с помощью QR-кодов пошлину. В отелях сети Radisson они позволяют зарегистрироваться. Также QR-коды используются при регистрации на рейсы некоторых авиакомпаний.

Реклама

Креативщики, конечно, не ограничились простым нашлепыванием черно-белого квадрата куда попало, а стали придумывать неординарные способы для реализации технологии.

В апреле 2011 года бельгийская организация "Репортеры без границ" выпустила рекламную кампанию, которая позволяла дополнять плакаты с портретами современных политиков фрагментами их высказываний: при считывании кода на экране смартфона появлялись губы, которые произносили речь.

В ноябре 2011 года корейский продуктовый ритейлер HomePlus расположил изображения полок супермаркета со своими товарами на стенах метро, снабдив каждый товар QR-кодом. Пассажиры метро получили возможность совершать покупки в таком виртуальном супермаркете во время ожидания поездов. Проект оказался весьма прибыльным: за три месяца рекламной кампании виртуальный магазин привлек более 10 тысяч клиентов, а онлайн-продажи HomePlus возросли на 130 процентов. Идею виртуального супермаркета в метро подхватило правительство Москвы, но пока она так и осталась нереализованной.

В начале 2012 года сеть южнокорейских супермаркетов Emart разместила на улицах Сеула устройства, которые отбрасывали на землю тень в виде QR-кода, когда солнце находилось в зените. Эта акция была направлена на то, чтобы привлечь покупателей в супермаркеты в непопулярное дневное время. При считывании "теневого" QR-кода прохожие получали скидочные купоны супермаркета и могли совершить покупку онлайн. В результате акции количество покупателей в Emart возросло на 58 процентов, а продажи в дневное время увеличились на 25 процентов. Всего было продано 12 тысяч купонов.

Самой богатой на идеи по использованию QR-кодов оказалась букмекерская контора Betfair. Она выбривала QR-код своего сайта на головах футболистов, размещала его на бикини спортсменок, играющих в пляжный волейбол, а также на трусах боксера. Логика этих рекламных компаний проста: спортсмены во время состязаний находятся в центре зрительского внимания, так что код не только не ускользнет от глаз болельщиков, но и сподвигнет их перейти на сайт букмекера - просто из интереса или из-за желания сделать ставку.

Обратить внимание

Проект отеля в Дубае. Изображение Soehne & Partner
Lenta.ru

Когда самим QR-кодом уже не удивишь, приходится удивлять местом и способом размещения. Так, офис Facebook в Калифорнии разместил гигантский QR-код на всей поверхности своей крыши. В Дубае существует проект отеля, все поверхности которого представляют собой QR-коды. В Нидерландах QR-код разместили на монетах, а в Сиэттле - на надгробиях. Надгробные QR-коды содержали информацию о погибшем и историю его семьи. Что характерно, эта противоречивая, на первый взгляд, задумка оказалась популярной.

Многие дизайнеры пытаются экспериментировать с изображениями QR-кодов, существует даже несколько агентств, специализирующихся именно на дизайне QR-кодов. Иногда их работы оказываются успешными, но нередко из-за дизайнерских красот страдает "читаемость" кодов (для этого случая у программы существует собственная система коррекции ошибок, которая в некоторых случаях может помочь). Возможно, дизайн небольших квадратиков - просто не та сфера, в которой стоит развиваться этой технологии.

Большая часть обладателей смартфонов и людей, так или иначе интересующихся технологиями, конечно же, знает, что такое QR-код и зачем он нужен. Но даже эта аудитория еще не приобрела привычку использовать технологию в своей повседневной жизни, даже когда это может быть полезно. Так когда-то старшему поколению не всегда приходило в голову обратиться за информацией в интернет. Но примеры показывают, что в ближайшем будущем именно QR-код станет для потребителей доступным и интерактивным справочником к каждому предмету, который он видит.

< Назад в рубрику