Для мировых фондовых рынков в апреле и первой половине мая вновь наступили трудные времена. После ударно проведенного начала года, когда на многих биржах основные индексы приблизились к посткризисным максимумам, наступило отрезвление - и котировки упали в среднем на 10-15 процентов, а кое-где и существенно больше. Сошлось одновременно множество негативных факторов: провальные финансовые отчеты флагманов японской индустрии, замедление экономики в Китае, новая европейская рецессия и слабое по сравнению с ожиданиями восстановление ВВП США.
Торговый день в мире начинается в Восточной Азии, и зачастую именно новости оттуда задают тон на всех мировых биржах. В последние пару лет азиатские сводки были чаще обнадеживающими, что стимулировало рост на фондовых рынках. Но в апреле и мае все было иначе. К примеру, в Японии сразу несколько крупнейших компаний объявили свои квартальные и годовые результаты, которые шокировали инвесторов.
Так, 10 мая Sony призналась в том, что потерпела чистые потери в 2011 году в размере 457 миллиардов иен, или 5,7 миллиарда долларов. Причем за квартал с января по март убытки составили 255 миллиардов иен. Сами по себе цифры впечатляющие, но дело еще и в том, что они оказались существенно выше всех прогнозов аналитиков. Компания терпит неудачи почти по всем направлениям, и произошедшая недавно смена руководства может дать какие-то плоды лишь в будущем.
Не лучше показатели и у Olympus, потерявшей на фоне сотрясавших компанию в 2011 году скандалов более 600 миллионов долларов. Впервые за 5 лет понесла убытки Nintendo, а чистые потери Panasonic в первом квартале 2012 года (последнем в 2011 финансовом году) составили 440 миллиардов иен, или почти 6 миллиардов долларов. Этот квартальный убыток является рекордным в истории ведущей корпорации Японии.
В Китае корпоративная статистика менее однозначная, но здесь тревожными оказываются макроэкономические данные. Рост ВВП в первом квартале составил всего 8,1 процента - хуже было только сразу же после кризиса 2008 года. Кроме того, в апреле рост промышленного производства стал меньше 10 процентов, что для КНР крайне нехарактерно. Все это дало повод говорить, что китайская экономика находится на грани как минимум "мягкой посадки".
Не стоит даже и упоминать о том, что на фондовых индексах такие новости сказываются крайне дурно. Японский Nikkei по сравнению со своим локальным пиком 27 марта к настоящему моменту потерял 12 процентов, а китайский Shanghai Composite, у которого пик был несколько раньше - более 6 процентов. Они потянули за собой не только другие азиатские, но и мировые индексы - все-таки речь идет о второй и третьей экономиках мира, тем более что Китай в 2011 году давал более четверти прироста мирового ВВП.
В Европе этот снежный ком нарастал, так как добавлялись свои трудности. Выборы в Греции с полным провалом правительственной коалиции показали, что население и значительная часть политической элиты не хочет мириться с условиями предоставления спасительных кредитов от ЕС и МВФ, а отдельные горячие головы и вовсе согласны на дефолт по аргентинскому образцу, лишь бы "не жить на коленях". Да и во Франции победа социалиста Франсуа Олланда вызвала интерес по поводу того, будет ли новый президент соблюдать общеевропейские меры экономии.
Но это была уже "вишенка на торте". Самим тортом стали квартальные результаты по росту ВВП европейских стран. Экономика всей еврозоны сокращалась уже в последнем квартале прошлого года, а в январе-марте спад продолжился, что означает рецессию. Еврокомиссия ожидает отрицательные показатели роста и за весь 2012 год.
Наихудшее положение складывается в Испании (минус 0,6 процента за последние два квартала). Вероятно, эта страна не выберется из рецессии до конца 2013 года. Падение ВВП Греции, по прогнозу Еврокомиссии, составит в этом году 4,7 процента, а в 2013-м, после пяти лет беспрерывного падения, экономика наконец выйдет в ноль.
Повторная рецессия в Европе происходит впервые с 70-х годов, но в этот раз она является гораздо более глубокой и длительной. Перспективы восстановления экономики к докризисным уровням остаются туманными, так что фондовый рынок так же вряд ли сможет рассчитывать на покорение новых высот в обозримом будущем. Пока же с начала апреля немецкий DAX потерял около 9 процентов, французский CAC 40 - 10 процентов, а британский FTSE 100 - около 6 процентов.
В США картина была чуть лучше. Все-таки там экономика восстанавливается, но процесс идет слишком медленно и вяло, чтобы поддержать "быков" на фондовом рынке. Американцы сейчас особо следят за рынком труда, поскольку уровень безработицы остается крайне высоким для периода восстановления после кризиса, превышая 8 процентов. Последние новости оттуда также не вдохновляют - экономика в апреле создала только 115 тысяч рабочих мест, тогда как ожидалось 160 тысяч. Кроме того, это меньше, чем трудовому рынку требуется в силу особенностей демографии (около 150 тысяч мест в месяц), так что фактическая безработица продолжает расти.
Американские индексы снижаются, конечно, не столь резко, как в Европе и Азии, но и роста тоже не показывают. К примеру, Dow Jones с начала апреля упал на 2,25 процента, а показатель широкого рынка S&P 500 - на 3,25 процента.
Фондовые рынки развивающихся стран, как правило, зависимы от вышеупомянутых показателей больше, чем от своих внутренних успехов или неудач. Отличие от США, Европы и лидеров Восточной Азии лишь в том, что взлеты и падения там гораздо более резкие. Вот и в этот раз сводный индекс MSCI Emerging Markets по сравнению с пиком в начале марта потерял 10 процентов, а если вычесть из этого показателя более-менее пристойные результаты Китая, то картина окажется еще более грустной.
Россия ко всему прочему зависит еще и от цен на энергоресурсы. Нефть в апреле-мае довольно быстро дешевела - марка Brent подешевела со 125 до 113 долларов. Вкупе с общим негативным настроем это привело к сильнейшему падению котировок на ММВБ-РТС. Индекс ММВБ обвалился с середины марта на 260 пунктов, или чуть менее 20 процентов, а РТС - почти на 270. Оба таким образом упали ниже психологически важной отметки в 1500 пунктов. С учетом столь же бурного роста в начале года можно констатировать, что отечественный фондовый рынок, как и прежде, напоминает быструю езду по пересеченной местности.