Интернет и СМИ
23:48, 17 мая 2012

Спор сегодня Комментатор Черданцев обиделся на Sports.ru

Один из популярнейших спортивных сайтов Рунета Sports.ru оказался втянут в медийный скандал - далеко не первый в своей истории. Футбольный комментатор Георгий Черданцев (это он едва не сошел с ума в прямом эфире, когда наши обыгрывали голландцев на Евро) подал в Федеральную антимонопольную службу жалобу на то, что интервью с ним было без его ведома использовано Sports.ru для спецпроекта "Мобильный комментатор". Титульным спонсором спецпроекта является оператор сотовой связи МТС. Параллельно с официальным разбирательством вокруг конфликта началась дискуссия в блогосфере.

Общественное внимание к этому (в общем-то рабочему для медийной сферы) конфликту было привлечено именно после того, как гендиректор Sports.ru (или ООО "Спорт сегодня") Дмитрий Навоша написал в твиттере "Слушайте, а Черданцев давно тронулся умом на почве своего величия? Я как-то упустил из виду этот момент". В ответ Черданцев в своем Живом журнале опубликовал пост под заголовком "Спортс вру", в котором выразил мнение, что проект Sports.ru зарабатывает деньги "жульничеством, обманом и воровством".

"Sports.ru договорился со мной и с другими комментаторами об интервью, однако лично мне не было сказано, что это интервью будет использовано в коммерческих целях под брендом МТС. В коммерческих, потому что очевидно, что с присутствием в проекте ведущих комментаторов страны, его можно продать спонсору гораздо дороже, чем без них. Как только мое интервью появилось на странице, забрендированной компанией МТС под проект "Мобильный комментатор", сайт sports.ru допустил грубое нарушение закона, который запрещает использование любого образа человека в коммерческих целях без согласия на то данного лица", - пояснил свое возмущение Черданцев.

"Я созвонился с одним из руководителей компании МТС, который выразил недоумение по поводу сложившейся ситуации, так как они пребывали в полной уверенности, что все комментаторы, участвующие в проекте, и я в том числе, предупреждены о том, что проект осуществляется под брендом МТС, и дали письменное согласие на участие в нем. Очевидно, что и меня, и компанию МТС ввели в заблуждение или попросту обманули", - заключил он.

Помимо собственных претензий Черданцев привел в качестве примера недобросовестного отношения Sports.ru и лично Навоши к своим партнерам историю с журналом PROСПОРТ, у которого спортивный сайт якобы обманом выманил фотографии, чтобы потом использовать их в коммерческом спецпроекте "Самая красивая спортсменка России" (его спонсором был один из брендов компании Unilever). По словам Черданцева, после этого журнал подал в адрес Sports.ru судебный иск, так как представители сайта не получали разрешения у PROСПОРТ и самих спортсменок на использование указанных фотографий в коммерческих целях.

Навоша, привычный к сетевым дискуссиям, ответил оппоненту развернутым постом в своем ЖЖ. Он заявил, что "в написанном Черданцевым за эти дни вранья - тонн 30". По словам Навоши, никакого иска со стороны PROСПОРТ в адрес ООО "Спорт Сегодня" не поступало. Что же касается ситуации с Черданцевым и "Мобильным комментатором", то здесь, по мнению Навоши, у телеведущего возникла "путаница между произнесением рекламного текста и своих собственных мыслей".

"Ленте.ру" гендиректор Sports.ru пояснил, что гонорары от МТС за участие в спецпроекте получили только те люди, которые записывали рекламный ролик для конкурса комментаторов. В нем, как можно убедиться на сайте проекта, задействованы Константин Генич и Кирилл Дементьев. Вообще же комментаторам (всего к проекту было привлечено шесть телеведущих), которые давали интервью о своей работе, за это не платили, потому что Sports.ru в принципе выступает категорически против платных интервью. То есть и Генич с Дементьевым за свои интервью от спортивного сайта ничего не получили.

Ранее в твиттере Навоша писал о том, что Черданцев "требует денег за интервью". "Сразу начинаешь чувствовать себя дураком, что не потребовал их за приход к нему в передачу", - добавил гендиректор Sports.ru.

Дмитрий Навоша. Фото РИА Новости, Антон Денисов
Lenta.ru

В своем посте Навоша также упомянул спецпроект "Старого мельника" на сайте одного из главных конкурентов Sports.ru - Championat.com. Он называется "Околесица с Черданцевым" и недвусмысленно намекает на то, что футбол лучше всего смотреть с пивом определенного сорта. Спецпроект проиллюстрирован портретом телекомментатора, указывающего пальцем на баннер "Старого мельника" вверху страницы. Навоша отметил, что, заботясь о повсеместном соблюдении законов, Черданцев не придает значения тому, что "Околесица" фактически является нарушением закона "О рекламе". В законе говорится, что реклама пива "не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации" (глава 3, статья 22, пункт 6).

Черданцев со своей стороны заявил "Ленте.ру", что не может комментировать спецпроект на "Чемпионате", так как не является профессиональным юристом. По словам комментатора, у него нет никаких рекламных контрактов со "Старым мельником", а все договоренности заключались с сайтом Championat.com. "Я никаких законов не нарушаю, потому что я не призываю никого пить пиво, и мой образ не ассоциируется с питьем пива, потому что я про пиво не пишу и не комментирую вещи, связанные с употреблением алкоголя", - сказал ведущий.

Комментатор также подчеркнул, что требует от Sports.ru соблюдения собственных прав, а все прочие нарушения должны оспаривать те, чьи права были нарушены в той или иной ситуации. "Я в данном случае предъявляю претензии только по своему поводу, по конкретной совершенно истории, вот и все, а все остальные истории могут рассматриваться в своем собственном контексте", - подытожил Черданцев.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что стороны пока не очень склонны к примирению в досудебном порядке. И Навоша, и Черданцев уверены, что суд, если он будет, примет решение в их пользу. Обе стороны также утверждают, что не хотели бы придавать спор широкой огласке - впрочем, после публикаций Черданцева и Навоши в LiveJournal история уже разошлась далеко за пределами журналистского кружка. Ее, например, активно обсуждают на "Трибуне" Sports.ru.

Для Sports.ru это не первый конфликт с коллегами по цеху. Впрочем, предыдущие (например, с НТВ Плюс - из-за размещения "пиратского" видео, со "Спорт-Экспрессом" - по поводу взаимного цитирования и с тем же PROСПОРТ) в итоге решались в неформальном порядке.

Упомянутая история с фотографиями спортсменок-красавиц из PROСПОРТ вовсе обошлась без формальных претензий в адрес ООО "Спорт Сегодня", оставшись в медиаистории лишь в виде сетевых дискуссий между Навошей и главредом PROСПОРТ Станиславом Гридасовым. При этом разногласия по отдельным вопросам не мешают журналу вести на "Трибуне" Sports.ru свой блог.

В случае со "Спорт-Экспрессом" примирению предшествовали взаимные судебные иски, однако в итоге дело закончилось принесением формальных извинений. "НТВ Плюс" же столкнулось с тем, что для борьбы с размещением в сети ссылок на пиратское видео в России недостаточно развита законодательная база. Да и у владеющего "Плюсом" холдинга "Газпром медиа" нашлись свои скелеты в шкафу - на принадлежащем "Газпрому" видеохостинге RuTube нелицензионного спортивного видео хоть отбавляй.

Комментатор Черданцев апеллирует к тому, что именно дыры в правовой сфере позволяют "жуликам" из Sports.ru делать бизнес. Однако же среди коллег по цеху этот ресурс (и лично Дмитрий Навоша) известен своей принципиальностью в выборе средств, с помощью которых он привлекает аудиторию. Честность в этой сфере является для Sports.ru принципиальным моментом, несмотря на то, что отказ от так называемого "порнотрафика" (баннеров вроде "ОТКРОВЕННЫЕ ФОТО МАРИИ ШАРАПОВОЙ") неизбежно ведет к снижению числа переходов на сайт, а значит и осложняет привлечение рекламодателей. Об этом "Ленте.ру" в частности рассказала бывший менеджер Sports.ru по маркетингу Ася Шалимова, покинувшая проект в 2010 году (не в последнюю очередь из-за серьезных разногласий с гендиректором).

"Я видела статистику многих спортивных сайтов и могу сказать о Sports.ru, что там статистика была максимально чистой из всего, что я видела. Это проявлялось в нежелании снимать материалы после разговоров, например, с представителями клубов или лиг. И в какой-то момент в моей работе по маркетингу это мне очень сильно мешало, например, когда у меня была возможность договориться о чем-то хорошем, об обмене рекламой с клубом или лигой, и та сторона говорила: 'А вот вы можете по нашей просьбе либо поставить лишний текст, либо снять какую-то новость?' И на этом, естественно, переговоры заканчивались.

Либо это был какой-нибудь замечательный пресс-тур - ты можешь на неделю уехать куда-нибудь отдохнуть, а потом, допустим, поставить какое-то количество бесплатной рекламы. На это Sports.ru тоже никогда не шел. Или когда был какой-то интерес от, в принципе, нормальных новостных сайтов, которые хотели вместо рекламного баннера обмениваться трафиком с помощью виджетов (конечно, не порноссылок, но таких новостных тизеров) - от этого мы тоже отказывались. Для меня это была проблема, потому что я, может быть, достигала бы больших результатов в плане трафика, если бы не такая назойливая чистота", - рассказала Шалимова.

Пока не очень ясно выльется ли конфликт между популярным комментатором и не менее популярным интернет-сайтом в судебную плоскость или все же будет решен неформально. Как заявил "Ленте.ру" пожелавший остаться анонимным участник работы над скандальным спецпроектом, "скорее всего, все останутся живы-здоровы". Вошедший же в "Мобильный комментатор" контент пока недоступен для читателей. По словам Навоши, спецпроект было решено убрать из онлайна до разрешения спорной ситуации.

< Назад в рубрику