Россия
18:51, 18 мая 2012

Какая страна - такой и мятеж На Урале осудили участника неудавшегося похода на Москву

Свердловский областной суд вынес 17 мая первый приговор участнику "Народного ополчения имени Минина и Пожарского". Бывшему милиционеру Владиславу Ладейщикову дали условный срок за участие в подготовке вооруженного мятежа с целью захвата власти в России. Осужденный пошел на сделку со следствием и дал показания на остальных заговорщиков.

Ладейщиков был задержан 21 июля 2011 года. Вместе с ним под стражу взяли еще несколько человек. Их точное количество не разглашалось, также как и их имена. В прессу утекла информация о неком преподавателе Леониде Хабарове, ветеране-десантнике, который, как впоследствии выяснилось, возглавлял Институт военно-технического образования и безопасности при Уральском федеральном университете. Его следствие считает одним из руководителей мятежа, также как и предпринимателя Александра Ермакова, который, по данным СМИ, страдает "вялотекущей шизофренией с маниакально-депрессивным синдромом". Еще два фигуранта дела - это бизнесмен Сергей Катников и изобретатель Виктор Кралин.

По данным следствия, все эти люди разделяли мнение о том, что существующий режим может быть изменен только насильственным путем, и стали готовить вооруженный переворот. Операция под кодовым названием "Рассвет" была намечена на 2 августа 2011 года. По замыслу ее организаторов, вооруженные группы, прибывшие со всей страны под видом игроков в страйкбол, должны были захватить военные склады в Екатеринбурге и ликвидировать руководителей местных силовых структур. Также предполагалось расправиться с главами некоторых этнических общин. В частности, Ладейщиков должен был организовать убийство главного раввина Свердловской области Азриэля-Зелига Ашкенази. Среди других намеченных жертв - глава "Еврейской национально-культурной автономии Екатеринбурга" Михаил Оштрах и его заместитель Михаил Берензафт, председатель общественной организации "Общество изучения и развития еврейского фольклора" Лия Хацкелевич и лидер армянской религиозной общины "Сурб Карапет" Масис Назарян.

Для создания обстановки хаоса руководители мятежа собирались взорвать линии электропередач и ТЭЦ, оставив город без электричества. Расчет строился на поддержку населения. Лидеры повстанцев надеялись мобилизовать боеспособных мужчин, раздать им оружие с захваченных складов и выступить походом на Москву. Как указано в материалах дела, итогом выступления должно было стать сложение полномочий действующими властями и передача руководства страной представителям мятежников.

Ладейщикова судили за содействие терроризму и незаконный оборот оружия. Тяжкую статью о вооруженном мятеже ему инкриминировать не стали. Хотя прокуроры просили для него пять с половиной лет реального лишения свободы, в итоге Ладейщиков получил шесть лет условного заключения. Судья не нашел в его деле отягчающих обстоятельств, а в качестве смягчающих указал положительные характеристики по месту работы в угрозыске, наличие ребенка и отсутствие судимости.

В ходе процесса стали известны некоторые подробности подготовки мятежа. Так, участники штурмовых групп активно посещали занятия по минно-взрывному делу, которые проводил некий специалист, приезжавший из Москвы. Заговорщики активно вооружались. В ходе обысков были изъяты оружие, патроны, взрывчатка и экстремистская литература. Ее характер в следствии не уточнили. Одна из трех баз мятежников располагалась в доме Ладейщикова и называлась "Сирень". Участники заговора именовали друг друга псевдонимами. Например, Ладейщиков был известен как Термит.

Для финансирования мятежа его участники планировали похищать бизнесменов и требовать за них выкуп. Денежный вопрос, по данным следствия, оказался слабым местом заговорщиков. В качестве добровольного пожертвования лишь Хабаров внес 50 тысяч рублей. Тогда Кралина отправили в Белоруссию, чтобы он попытался продать свои изобретения (изобретатель занимается технологией производства деревянных стройматериалов), однако эта попытка добыть деньги оказалась безуспешной, потому что ему не удалось "попасть к Лукашенко на прием". Кстати, есть еще версия о том, что Кралин собирался попросить средства на мятеж у посла Венесуэлы в Белоруссии. В итоге заговорщики располагали в основном учебными образцами оружия и боеприпасов, так как настоящие достать не удалось.

Помимо Ладейщикова на сделку со следствием пошел еще и Катников, суд над которым состоится 18 мая. Материалы в отношении других заговорщиков, не признавших себя виновными, выделили в отдельное производство. Скорее всего, показания Ладейщикова будут использованы при составлении обвинительных заключений на других предполагаемых мятежников. Кроме того, существуют предположения, что дело уральских ополченцев войдет в обвинение отставному полковнику ГРУ Владимиру Квачкову. Его уже полтора года держат под арестом по обвинению в подготовке мятежа.

Данные по делу Квачкова скудны. Следствие считает, что "Народное ополчение имени Минина и Пожарского" является боевым крылом "Народного фронта освобождения России", который возглавляет полковник. Официальных заявлений о сути предъявляемых ему обвинений так и не последовало. А с его слов вырисовывается довольно-таки абсурдная картина. Якобы показания на полковника дал его арестованный соратник из Тольятти, который рассказал следователям, что полковник поручил ему собрать во Владимирской области группу вооруженных арбалетами боевиков, напасть на воинскую часть, захватить оружие, а далее, как и в случае с уральскими мятежниками, выступить на Москву.

< Назад в рубрику