В пятницу, 18 мая, в Виндзорском замке под Лондоном состоялся закрытый банкет, посвященный 60-летнему юбилею правления королевы Великобритании Елизаветы II. Гостями на мероприятии стали более 40 представителей монарших фамилий со всего мира. Между тем еще на стадии подготовки прием ознаменовался скандалами.
"Алмазный юбилей", как в Великобритании назвали 60-летие пребывания Елизаветы II во главе государства, стал всего вторым таким событием за всю историю страны. Прежде единственным монархом, отметившим такую же дату, была королева Виктория, которая провела на троне 64 года. Именно при ней этот юбилей, пришедшийся на 1897 год, было решено назвать алмазным - по аналогии с алмазной свадьбой. Во время правления Елизаветы II юбилеи в стране отмечали дважды: "серебряный" (25 лет на троне) в 1977 году и "золотой" (50 лет) в 2002-м.
Прием, который королева провела для своих гостей, стал не первым мероприятием в рамках празднования "Алмазного юбилея". Торжественные события начались еще 6 февраля - в день, когда в 1952 году Елизавета взошла на трон. На празднование власти страны отвели последующие пять месяцев: последние мероприятия запланированы на середину июля. Кульминация должна наступить во время так называемого "Центрального уикэнда", который продлится с субботы, 2 июня по вторник, 5 июня. В эти дни праздничные мероприятия пройдут как в самой Великобритании, так и во всех странах Британского содружества.
Помимо различного рода представлений, шествий и конкурсов довольно значительное место в праздновании юбилея отводится поездкам монарха по всему Соединенному королевству. Начав с визита в Лестер, который состоялся 8 марта, Елизавета уже успела посетить более 20 мест на территории Англии и Уэльса. К концу июля ей предстоит совершить примерно столько же поездок, в ходе которых она побывает в Шотландии и Северной Ирландии.
Между тем заграничные визиты по странам и зависимым территориям, входящим в Британское содружество, от лица монарха совершают члены королевской семьи с супругами: принцы Чарльз, Уильям, Гарри, Эндрю, Эдуард - граф Уэссекский, его тезка герцог Кентский, Ричард, а также принцесса Анна. Одна из таких поездок стала причиной самого крупного скандала, связанного с празднованием юбилея. Речь идет о еще не состоявшемся визите принца Эдуарда (графа Уэссекского) с женой Софи в Гибралтар, который запланирован на 11-13 июня.
Планы Лондона отправить в Гибралтар представителя королевской семьи вызвали недовольство в Мадриде. Испания, у берегов которой находится британская заморская территория, давно мечтает распространить на нее свой суверенитет. Проиграв Гибралтар Великобритании в ходе войны в начале XVIII века, Мадрид так и не смог смириться с потерей. Причем желание испанцев заполучить эту территорию не умаляет даже то, что сами ее жители переходить под испанское подданство вовсе не желают. Комментируя намерения принца Эндрю посетить Гибралтар, министерство иностранных дел Испании 10 мая раскритиковало предстоящий визит. Впрочем, глава ведомства Хосе Мануэль Гарсия Маргальо (Jose Manuel Garcia-Margallo) уточнил, что поскольку поездка носит частный характер, то никаких дипломатических последствий она иметь не будет.
Однако уже через неделю реакция Мадрида кардинально изменилась. Причинами для того стали претензии Гибралтара на территориальные воды в районе Гибралтарской скалы, а также сведения о том, что местный военный оркестр примет участие в праздновании "Алмазного юбилея" в Лондоне. В результате испанский парламент выдал предписание королеве Софии отказаться от приглашения на прием к Елизавете II. Запрет касался только королевы, так как ее супруг, король Хуан Карлос I из-за недавно перенесенной операции и не планировал совершать визит.
В Лондоне такое развитие событий восприняли болезненно. Несмотря на отсутствие реакции со стороны Букингемского дворца и Форин-офиса, отношение к произошедшему было весьма красноречиво продемонстрировано, когда в прессе появился утвержденный список приглашенных на прием гостей: королевы Испании среди них не было.
Между тем этот список спровоцировал еще один скандал, развитие которого началось еще в начале апреля, когда журналистам стало известно, что Елизавета II пригласила на банкет короля Бахрейна Хамада. Уже тогда это вызвало активную критику в прессе: правозащитники обвиняли правителя арабской страны в диктаторских замашках и жестоком подавлении акций протеста, начавшихся еще в прошлом году. Королеву при этом пытались всячески пристыдить, указывая на недопустимость приглашения лидера авторитарного режима на торжественное мероприятие. Многие при этом вспоминали, как год назад после схожей критики от поездки на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон отказался наследный принц Бахрейна Салман бин Хамад аль-Халифа, который не пожелал ставить виновников торжества в неловкое положение.
Королевский двор на обвинения в неразборчивости тогда отреагировал вяло. Так, некий источник в Букингемском дворце подчеркнул, что идея позвать на банкет представителей иностранных монарших семей принадлежит самой королеве и что она не будет сокращать список, чтобы никому не было обидно. Вскоре, правда, появилась противоположная информация, согласно которой королева вовсе не обладает неограниченной властью при приглашении гостей: якобы она обязана консультироваться с министрами, которые и решают, кого звать, а кого нет. Более того, источник утверждал, что в список уже не был включен бывший король Греции Константин II (кстати, брат испанской королевы и близкий друг Елизаветы II): в Лондоне сочли, что его участие в мероприятии может испортить отношения с нынешними греческими властями.
Уже ближе к проведению банкета критика в адрес Букингемского дворца усилилась. Теперь монарха ругали за приглашение не только короля Бахрейна, но и правителей ряда других стран, которых правозащитники назвали "деспотами". В их число попали монархи Свазиленда, Омана, Брунея, Кувейта, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Впрочем, еще в апреле представитель королевского двора дал понять, что поле для маневра все еще открыто: по его словам, список гостей только составляется, а его обнародование состоится лишь в день мероприятия. В итоге, как выяснилось в пятницу, королевский двор не стал учитывать направленную против него критику и позвал на банкет монархов всех упомянутых правозащитниками стран, кроме короля Омана. По какой причине его не оказалось в перечне гостей, неизвестно. Как неизвестно и то, как туда попал Константин II, о нежелательности присутствия которого говорил источник в Букингемском дворце.
Между тем британский МИД предпочел от скандала самоустраниться: комментируя претензии активистов, в Форин-офисе подчеркнули, что королевский банкет является частным мероприятием и никак не связан с политикой. Формально этот довод подтверждается тем, что ни в одном официальном календаре событий, посвященном празднованию юбилея, он не упоминается. Единственный раз о нем говорится в анонсе мероприятий, в которых должна принять участие королева. Тем не менее, каким бы статусом этот прием ни обладал, он уже успел вызвать широкий резонанс. И даже если скандал весь праздник не испортит, осадок после него, скорее всего, останется.