Поездка в Америку

В прокат вышел фильм "Диктатор" с участием Саши Барона Коэна

Комик Саша Барон Коэн и режиссер/сценарист Ларри Чарльз работают вместе с 2005 года. Первым их крупным совместным проектом стала лента "Борат". В ней Коэн изображал казахского телеведущего, отправившегося в США, чтобы сделать репортаж о "величайшей в мире стране". Примечательно, что большая часть материала для картины была отснята фактически без сценария - актер в образе Бората Сагдиева просто вступал в контакт с людьми и провоцировал их всеми возможными способами. Участники процесса были оповещены о съемках, однако в большинстве случаев понятия не имели, что именно будет происходить.

Фильм "Бруно" - следующий совместный проект Коэна и Чарльза - был снят примерно по той же схеме. Правда, на этот раз главным героем был телеведущий из Австрии, а не из Казахстана. Кроме того, Коэн в "Бруно" изображал гомосексуалиста (Борат же, помнится, был крайне заинтересован в налаживании контактов с Памелой Андерсон).

В середине мая в прокат вышла третья полнометражная совместная работа Чарльза и Коэна - комедия "Диктатор". В новом фильме Саша играет генерала Аладина, диктатора Вадьи, вымышленной страны в Северной Африке. Также актер исполняет роль бывшего козопаса, которого нанимают в качестве двойника главы государства. (Вся эта сюжетная линия, по всей видимости, является пародией на прошлогоднюю ленту "Двойник дьявола" - в частности, в "Диктаторе" чуть ли не дословно воспроизводится один из диалогов из упомянутого фильма.)

Аладин, прямо скажем, является не лучшим правителем, однако сам он искренне считает, что под его гнетом гражданам Вадьи живется легко и привольно. Дядя диктатора (Бен Кингсли), однако, придерживается другой точки зрения. Он решает свергнуть Аладина, якобы для того, чтобы установить в стране демократию. Однако на самом деле родственник генерала - тот еще прагматик, на население Вадьи ему, в общем-то, наплевать, он просто хочет распродать государство по кусочкам крупным нефтяным корпорациям.

В результате происков дяди Аладин оказывается в Нью-Йорке без документов, денег и бороды (которая, естественно, является если не единственным, то как минимум главным признаком, позволяющим опознать настоящего диктатора). Тем временем, вышеупомянутый пастух, переквалифицировавшийся в двойника правителя Вадьи, готовится подписать демократическую конституцию на глазах у ведущих политиков основных мировых держав. Понятно, что Аладину не остается ничего другого, кроме как спасать любимую страну от демократии и разграбления нефтяными магнатами.

Как и в случае с двумя предыдущими работами Чарльза и Коэна, в "Диктаторе" основную зрительскую радость вызывает столкновение культур. Аладин - это такой утрированный ближневосточный лидер, и сюжет сталкивает его с настолько же гротескными американцами. Чарльз и Коэн абсолютно не политкорректны (да и вообще не особо корректны), зато они готовы смеяться не только над главным героем, но и над всеми окружающими его персонажами, включая государственных лидеров, инспектора санэпидемнадзора и активистку Зои (Анна Фарис).

Другое дело, что шутки Коэна и Чарльза не всегда попадают в цель. Некоторые сцены из "Диктатора" рассчитаны явно не на слабонервных зрителей. В частности, эпизод с родами в магазине - это явный перебор. Тут даже не получится сослаться на тот факт, что у всех людей чувство юмора разное - все равно придется признать, что у создателей "Диктатора" с этим самым чувством что-то не в порядке. И подобных эпизодов в фильме, в принципе, хватает. Достаточно ли их для того, чтобы запретить ленту к показу (как поступили, например, в Таджикистане и Туркмении) - это вопрос открытый.

Но не все так плохо. Сцены, вызывающие желание зажмуриться, убежать из зала и больше никогда не сталкиваться с кинофильмами, созданными при участии Саши Барона Коэна, перемежаются вполне удачными шутками. За монолог про волосатые подмышки демократии "Диктатору" вполне можно простить некоторые, скажем так, недочеты.

Культура00:0910 декабря

До дрожи

Кровь, пауки и кошмары: что таит в себе самый жуткий мультфильм года