Год назад Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому наказанием за взятку может быть штраф в размере от 25 тысяч до пятисот миллионов рублей - в зависимости от величины самой взятки. К рекордному штрафу в январе 2012 года был приговорен экс-глава Верхнеуслонского района Татарстана. Сумма штрафа составила 300 миллионов рублей. Как и ожидалось, деньги до сих пор не уплачены.
Во многих странах ради борьбы с коррупцией давным-давно решено поступиться двумя "идеалами цивилизованного общества" - неприкосновенностью частной жизни и презумпцией невиновности. Согласно 20-й статье Конвенции ООН против коррупции, уголовно наказуемым деянием может быть признано "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать". Проще говоря, если чиновник пользуется тремя дорогими машинами и двумя элитными квартирами, которые не смог бы купить на двадцатилетние официальные доходы всего своего семейства, ему могут задать сакраментальный вопрос "откуда".
Россия, ратифицировав конвенцию в целом, конкретно 20-ю статью признавать не спешит. Отечественные законодатели, во многих других случаях весьма гибко трактующие понятие прав человека и едва ли не открыто насмехающиеся над "европейскими странностями", почему-то именно в этом вопросе проявляют несгибаемую принципиальность. А бороться с коррупцией Россия стремится своим, особым путем.
Некоторые журналисты припоминают исторический анекдот: якобы некогда генерал-прокурор отговорил Петра I от принятия крутых мер против коррупционеров, заявив, что в таком случае император может остаться без подданных. В связи с этим Петр "пошел иным путем" - сам начал выколачивать из особо удачливых коррупционеров деньги на военные кампании и реформы.
Но вернемся в наше время. Осенью 2010 года президент Дмитрий Медведев объявил, что собирается бороться с коррупцией гигантскими штрафами. По логике президента, многих взяточников не пугала возможность отсидеть до 12 лет в колонии. Они сознавали, что их семьи тем временем живут богато, дети ни в чем не нуждаются, да и сами они после выхода на свободу вряд ли столкнутся с нищетой. Несколько лет жизни по расписанию - не такая уж большая плата за полную уверенность в своей дальнейшей судьбе! А вот если, думал президент, лишить чиновников этой уверенности...
Сказано - сделано. Законопроект, вводящий огромные штрафы за взятки, был принят Госдумой и подписан президентом в мае 2011 года. Теперь коррупционера могут приговорить к штрафу в размере до стократной суммы взятки или коммерческого подкупа. Однако сумма штрафа не может быть ниже 25 тысяч рублей и выше 500 миллионов рублей.
Естественно, законопроект еще до утверждения начали критиковать. Основная претензия касалась невыполнимости наказания. Как известно, чиновники редко официально регистрируют на себя все то имущество, которым располагают. А 20 статья конвенции ООН до сих пор не ратифицирована, и потребовать с чиновника объяснений касательно "вон того особняка" или "вон той машины" никто не вправе. Таким образом, спросить с чиновника один миллион или пятьсот миллионов можно абсолютно с одинаковым успехом: он не даст ни копейки. Кто-то - потому что у него правда нет таких денег, кто-то - потому что хорошо скрывает доходы.
Также критики предупреждали, что закон ударит прежде всего по мелким взяточникам. Действительно - те, кто берет взятку в сумме 1 тысяча рублей, а потом приговаривается к штрафу в размере 100 тысяч рублей, хотя бы как-то заплатить еще способны. И укрывать доходы такие люди еще не научились. Жалко только, что общество негативно относится лишь к некоторым таким взяточникам (например, к пресловутым гаишникам), а других (учителей, врачей) - любит и жалеет. Новости о "разоблачении" таких коррупционеров часто вызывают бурю возмущения в адрес полиции, в Челябинске за врачей и педагогов недавно вступился уполномоченный по правам человека. Наверное, дело в том, что по факту такие люди не являются "настоящими" коррупционерами. Они стоят на одной ступени социальной лестницы с теми, кто дает им взятки (или зачастую даже ниже). И в случае назначения штрафа такие люди действительно вынуждены "затягивать пояса", как и планировал Медведев. Только никого это не радует.
Что же касается "небожителей" от коррупции, то, по мнению некоторых экспертов, им закон о взятках должен пойти только на пользу. "Кратные" штрафы вообще не коснутся самых крупных взяточников, потому что у них сами взятки приближаются к 500 миллионам рублей (что, напомним, является верхним пределом штрафа). А значит, даже при самом дурном раскладе они рискуют лишь штрафом в размере самой взятки - что является дополнительным риском, за который взяткодателям придется доплачивать.
Несмотря на все доводы, новая редакция Уголовного кодекса начала действовать. И мы действительно могли наблюдать настоящую "охоту" на мелких коррупционеров. Вот ульяновский гаишник приговорен к уплате 30 миллионов рублей и двум годам колонии за систематическое получение взяток и другие преступления. Заодно "кратное" наказание было назначено супруге осужденного - попытка дать взятку в размере 20 тысяч рублей за освобождение мужа из СИЗО обернулась для нее 300 тысячами рублей штрафа. А вот бывшего мэра подмосковного Воскресенска приговорили к уплате 18,1 миллиона рублей за вымогательство 540 тысяч рублей. Мэр в суде утверждал, что не считает свои действия незаконными, так как собирался потратить полученные деньги "на город". Вот костромского экс-милиционера приговорили к уплате 543,7 тысяч рублей за поборы с торговцев. Подсудимый успел незаконно получить 21 тысячу рублей. Почти по полтора миллиона заплатят в бюджет двое других экс-милиционеров, вымогавшие семь тысяч рублей у владельцев нелегального казино.
Ну а "рекордсменом" по размеру штрафа на данный момент является бывший глава Верхнеуслонского района Татарстана Александр Тимофеев. По данным СМИ, в его распоряжении находилась очень дорогая земля. Местные жители утверждают, что участки неподалеку от Казани на берегу Камы с удовольствием приобретали приезжие из Москвы. Официально земля доставалась им за копейки. А сколько денег оседало в карманах Тимофеева неофициально, можно только гадать (чем местные жители с удовольствием и занимаются). Сам чиновник построил себе целый "замок" в городке Лаишево, и о его развлечениях скоро стали ходить легенды.
Однако на одном "откате" Тимофеев попался. Выяснилось, что он вымогал у бизнесмена 10 миллионов рублей. Приговор был вынесен в январе 2011 года - чиновника обязали уплатить в казну 300 миллионов рублей. Тут-то и выяснилось, что официально он владеет только одним автомобилем "Мерседес", двумя гаражами и кладовкой. Усадьба в Лаишево записана на родителей - бедных пенсионеров. По словам местных жителей, в ночь задержания чиновника из домовладения вывезли несколько трейлеров дорогостоящей техники (такой как квадроциклы). Также у семьи Тимофеева есть квартира, которая куплена в ипотеку, поэтому находится в залоге у банка и изъята быть не может.
Все это было настолько предсказуемо, что причастные к этой истории люди, - от самого чиновника до прокуроров, - растерялись. Проблема уже не раз была озвучена, при принятии закона на нее не обратили внимания... Как результат, люди было уверились, что у высших властей заготовлен какой-то козырь в рукаве, позволяющий справиться с ситуацией. И вот теперь выяснилось, что никакого козыря нет, и проблему надо как-то решать непосредственным "действующим лицам". Хотя бы чтобы не выглядеть глупо (или, что во сто крат опаснее, не заставлять выглядеть глупо начальство).
В итоге к составлению графика выплат подключился сам Тимофеев. Сначала он намеревался платить по пять миллионов рублей в месяц, а затем предложил в первые годы платить всего по пять-десять тысяч рублей в месяц, а через несколько лет увеличить выплаты. Теперь уже бывший чиновник объяснял это необходимостью раскрутки бизнеса, которым он занялся после увольнения с госслужбы. Но гособвинитель отказался от такого графика, потребовав выплаты штрафа равными долями. Наконец, 30 марта Тимофеева вообще обязали выплатить все 300 миллионов рублей за один месяц. Предполагалось, что в случае неуплаты осужденного можно будет заключить под арест. Но вскоре выяснилось, что автоматический арест за неуплату штрафа новым законом не предусмотрен... Эксперты-юристы пояснили, что насильно взыскать штраф можно, а вот что делать, если взыскивать вроде бы официально нечего - неизвестно.
В середине апреля суд неспешно начал рассматривать вопрос об аресте. Одновременно Тимофеев заплатил свои первые 10 тысяч рублей.
Можно было бы сказать - "но это только первый раз, нужно быть снисходительнее, впоследствии система отладится"... Однако хотелось бы напомнить, что в России - не прецедентная система права. То есть теоретически разбирательство может повторяться сколько угодно раз, и сто первый осужденный чиновник будет идти к наказанию такими же запутанными путями, как и первый.
23 мая в Якутии был назначен штраф, лишь немного не дотянувший до рекордного. Однофамилец "рекордсмена", бывший начальник ОБЭП республиканского МВД Вячеслав Тимофеев приговорен к уплате 280 миллионов рублей. Его признали виновным в вымогательстве четырех миллионов рублей у бизнесмена, которому грозило возбуждение уголовного дела. Однако для полицейского, в отличие от экс-главы района, штраф не стал единственным наказанием. Также ему придется отбыть солидный срок лишения свободы - восемь лет. Каким образом этот осужденный будет выплачивать штраф, остается неясным. Интересно, что причастный ко взятке подчиненный Тимофеева, сотрудничавший со следствием, вообще фактически избежал наказания - ему дали условный срок без штрафа.
"Тимофеев II" (если можно так выразиться) свою вину не признал. Он утверждает: "Единственная моя вина в том, что я продолжил проверку по этому делу, а в итоге сам оказался крайним". И, если честно, ему можно даже поверить. Разобраться во всем этом невероятно сложно, в связи с чем закрадываются подозрения - не стал ли новый закон удобным средством межклановой борьбы?
Антикоррупционная мысль тем временем не стоит на месте. В марте 2012 года Медведевым был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы. Презентуя этот документ, Медведев заявил: "Цель очевидна: если проверка выявляет, что расходы чиновников по тем сделкам, которые государство потенциально способно проконтролировать, явно превышают его доходы, и соответствующее лицо не может объяснить, откуда получены эти средства, то это может быть основанием как для увольнения такого чиновника с государственной службы, так и основанием для того, чтобы обратить имущество, которое приобретено на неизвестные доходы, в собственность государства". Не правда ли, похоже на 20 статью конвенции ООН? Но нет - Медведев специально подчеркнул, что термин "незаконное обогащение", используемый в многострадальной конвенции, противоречит презумпции невиновности. Значит, "особый путь" сохраняется...
Некоторые эксперты предполагают, что реализация вышеуказанного плана все-таки может постепенно привести и к полной ратификации антикоррупционной конвенции, и ко многим другим позитивным последствиям. В то же время другие аналитики предсказывают, что по эффективности план скорее приблизится к "кратным" штрафам. То есть оправдает все худшие ожидания критиков и даже немного сверх того.