В середине мая журналист Джанлуиджи Нуцци, известный своими расследованиями и громкими разоблачениями, издал книгу "Его Святейшество", основанную на личных документах из кабинета папы Римского. Ватикан назвал книгу "криминальной" и арестовал предполагаемого информатора Нуцци - камердинера Бенедикта XVI Паоло Габриэле. Вместе с тем в Ватикане разгорается параллельный скандал, связанный с отстранением от должности главы местного банка Этторе Готти Тедески.
23 мая в Ватикане был арестован Паоло Габриэле (Paolo Gabriele), известный в местных кругах как Паолетто - римлянин 46 лет от роду, женатый мирянин с тремя детьми. Он помогает одеваться и заправлять постель Бенедикту XVI с 2006 года, сменив в этой роли Анджело Гугеля (Angelo Gugel). Габриэле переехал в Ватикан и начал служить в папских апартаментах еще при Иоанне Павле II, в 1995 году, и с тех пор в прессе его называют "самым приближенным к Его Святейшеству" мирянином и человеком из ближнего круга Бенедикта XVI.
"Самого приближенного мирянина" пока что не обвиняют в предательстве, измене родине или чем-либо подобном: речь идет исключительно о "воровстве с отягчающими обстоятельствами". По мнению следствия, Габриэле передавал Нуцци секретные документы и личные письма, которые и легли в основу книги журналиста (а некоторые из документов были в ней целиком воспроизведены).
Анонимный источник издания Le Stanze Vaticane утверждает, что Паолетто - "отличный человек, который никогда не сделал бы ничего в таком роде", а пресс-секретарь Святого Престола Федерико Ломбарди (Federico Lombardi) рассказывает, что семью Габриэле "знают и любят все". В то же время священник-антиглобалист Виталиано Делла Сала (Vitaliano Della Sala), известный своими спорами с официальным Ватиканом, называет арестованного камердинера "козлом отпущения", который стал жертвой "игры, куда большей, чем он сам".
После ареста Габриэле в СМИ стали появляться разнообразные слухи о развитии дела - в частности, о том, что под подозрением находятся несколько кардиналов и женщина. Главным поводом для слухов послужило интервью, взятое газетой La Repubblica у пожелавшего остаться неизвестным ватиканца, который якобы тоже "сливал" документы журналистам. Ватикан опроверг информацию про кардиналов, женщин и каких бы то ни было новых подозреваемых, но шум, вызванный интервью, так быстро не улегся.
Аноним рассказал, что информаторами в Ватикане являются кардиналы, их личные секретари, священники и "мелкая рыба". Судя по всему, именно к последней группе он отнес Паолетто, назвав его "чернорабочим": якобы тот только отвечал за передачу документов. Все же остальные информаторы являются частью большого плана и защищают папу от государственного секретаря Тарчизио Бертоне (Tarcisio Bertone) (помимо Бертоне, возможной целью скандала анонимные источники итальянской прессы называют священника Георга Генсвайна (Georg Gaenswein), личного помощника и советника Бенедикта XVI). Впрочем, к желанию не допустить слишком большой концентрации власти в руках Бертоне добавляется, по словам собеседника La Repubblica, и традиционный денежный вопрос.
Тайный план, рассказывает источник газеты, появился после того, как в 2009-2010 годах папа Римский не смог помочь преподобному Карло Марии Вигано (Carlo Maria Vigano') расследовать несколько эпизодов коррупции в церковных кругах. После этого священники якобы стали обращаться за поддержкой к Бертоне, а Бенедикт XVI, чувствуя, что теряет власть, завел себе пятерых "агентов": четырех мужчин и одну женщину. Женщина якобы выполняла роль стратега в этой группе, призванной рассказывать папе, кто ему друг, а кто - враг. В другом материале все той же La Repubblica анонимный источник приводит подробности об этой женщине: это молодая мирянка, она замужем и подчиняется напрямую папе Римскому. Она работала в Ватикане еще при Иоанне Павле II, а Бенедикта XVI сопровождала в поездках в Мексику и на Кубу.
Но несмотря на все усилия группы, документы "утекали" - из-за любви служителей церкви диктовать их и писать от руки, а не пользоваться суперзащищенными компьютерами. При этом одни документы "сливают" враги Бенедикта XVI, другие - сами его сторонники, и в итоге, по достаточно путанным словам анонимного собеседника La Repubblica, получается, что в Ватикане развернулась настоящая война за власть.
Жертвой этой войны пал не только камердинер-"чернорабочий" Габриэле, но и Этторе Готти Тедески (Ettore Gotti Tedeschi) - глава Института религиозных дел, более известного как Банк Ватикана. Он был отправлен в отставку 24 мая, то есть на следующий день после ареста Паолетто. Официально, конечно же, эти события не связываются друг с другом, однако общественность и СМИ не могут не проводить параллели. По словам все того же источника La Repubblica, Готти Тедески не отвечал ни перед кем, кроме папы, за что его возненавидел Бертоне - и поспособствовал его отставке. Пикантные подробности заключаются в том, что бывший инквизитор Йозеф Ратцингер, нынешний понтифик Бенедикт XVI, узнав об увольнении Готти Тедески, якобы стал плакать "о бедном Этторе".
Согласно официальному документу, Готти Тедески отправили в отставку в связи с утратой доверия. Для утраты же доверия члены совета директоров привели девять причин, среди которых "непредсказуемое поведение", "поляризация Института и отчуждение персонала", "распространение неточной информации об Институте", а также "провальное исполнение своих обязанностей" и "неспособность объяснить распространение документов, находившихся до этого в его распоряжении". Собственно говоря, этот пункт и можно было бы связать со "сливом" информации журналистам.
В свою защиту Этторе Готти Тедески, возглавлявший банк с 2009 года, сразу же после отставки ничего говорить не стал, опасаясь "побеспокоить Святой Престол". "Моя любовь к папе сегодня превыше всех остальных чувств, даже желания защитить свою репутацию", - заявил экономист. Однако он тут же отверг обвинения (высказанные еще до ареста Габриэле) в "сливе" папских документов журналистам: "Я подам в суд на тех, кто назвал меня информатором", - заявил он.
Как бы то ни было, несколько писем Готти Тедески в "Его Святейшество" попали, а вот камердинер Бенедикта XVI упоминается всего только один раз - при описании папских апартаментов. Впрочем, как раз из-за того, где и в каком контексте появляется имя Габриэле, La Repubblica настаивает на возможности идентифицировать в том числе с камердинером информатора, который в книге называется "Марией".
Установить личность "Марии" - сейчас, конечно, приоритетная задача для Ватикана. По мнению многих, это собирательный образ: один человек вряд ли смог бы предоставить Нуцци столько информации. Возможно, Габриэле, если он действительно был информатором журналиста, сдаст своих сообщников. Ситуация приобретает несколько сюрреалистический оборот из-за того, что в карликовом государстве Ватикан все знают друг друга и всем прекрасно известно, кто, например, имеет доступ к бумагам, попавшим в руки Нуцци. В кабинет папы, помимо камердинера, могут заходить (согласно книге Нуцци) пресс-секретарь Федерико Ломбарди, издатель Osservatore Romano Джованни Мария Виан (Giovanni Maria Vian), асессор Государственного секретариата Ватикана Питер Брайн Уэллс (Peter Brian Wells) и три женщины: физиотерапевт, чье имя не называется, учительница музыки Ингрид Стампа (Ingrid Stampa) и секретарь Биргит Вансинг (Birgit Wansing), которая лучше всех понимает почерк Его Святейшества. Иные источники упоминают, что доступ в папские апартаменты имеют два личных секретаря Бенедикта XVI, Георг Генсвайн и Альфред Кшюреб (Alfred Xuereb), и четыре мирянки из ассоциации "Memores Domini": Лоредана (Loredana), Кармела (Carmela), Кристина (Cristina) и Росселла (Rossella).
Но кто бы ни оказался информатором Нуцци и чем бы ни закончился этот скандал, репутации Святого Престола в очередной раз нанесен огромный ущерб. За сутью скандала даже теряется, что он пришелся на Пятидесятницу и в праздничной проповеди папе Римскому пришлось сделать акцент на единстве, которое должно быть внутри Церкви, и напомнить о вечной войне - но вовсе не между Бертоне и кем-то там еще, а между добром и злом.