Бурное развитие трансграничной торговли в последние десятилетия привело к тому, что особенности потребления во всем мире стали сглаживаться. Мебель в регионах с более или менее развитой экономикой считается "нормальным" покупать в IKEA, одежду - в H&M или Zara. Местные напитки потеряли существенную долю рынка из-за экспансии Coca-Cola и Pepsi, а местный фастфуд - из-за прихода McDonald's.
Такого рода глобализация сразу привлекла внимание экономистов, потому что она дала возможность изучить, как по-разному одни и те же продукты оцениваются в разных странах. Раньше такого рода исследования сталкивались со значительными сложностями. Ведь даже такие простые вещи, как буханка хлеба и коробок спичек, не могут во всем мире стоить одинаково в силу объективных причин: одни страны пшеницу экспортируют, другие импортируют, у одних 80 процентов территории занимает лес, у других древесина ценится на вес золота.
Совсем другое дело - продукция международных брендов. Наиболее удобным инструментом для экономистов оказались гамбургеры из McDonald's. Во-первых, их продают больше чем в сотне стран. Во-вторых, набор продуктов в них не отличается от одного государства к другому, а большинство ингредиентов производится внутри страны, то есть не импортируется. Наконец, работа, которую выполняют сотрудники сети, максимально стандартизирована и мало меняется в зависимости от географического расположения: приготовление пищи в McDonald's описано в специальном учебнике, который един для всех ресторанов, где бы они ни находились.
Едва ли не первым на эту особенность гамбургеров обратил внимание журнал The Economist, который начал публиковать свой Индекс Биг Мака еще в 1986 году. Суть этого индекса проста: The Economist собирает данные о стоимости Биг Мака по миру, переводит цены из местной валюты в доллары и сравнивает их. Если выясняется, что в условной Норвегии Биг Мак стоит дороже, чем в США, это означает, что норвежская валюта переоценена. Если же в стране гамбургер от McDonald's стоит меньше, чем в США, это указывает на недооцененность валюты.
Понятно, что такие измерения The Economist весьма условны: их ценность скорее не в абсолютных цифрах переоцененности/недооцененности валюты, а в динамике изменений, благо Индексу Биг Мака уже больше четверти века. В России, например, по этому индексу доллар должен стоить не 32 рубля, как сейчас, а на 30-40 процентов меньше, причем в последние годы особенных изменений с рублем не происходило: он, как следует из данных индекса, сильно недооценен по сравнению с долларом.
Индекс Биг Мака - один из наиболее простых случаев использования McDonald's в экономике, и, соответственно, результаты исследования оказываются достаточно скудными. Если же к анализу цен в McDonald's добавить дополнительные данные, то "бургерономика" может дать значительно больше любопытного материала.
Так, например, поступил экономист Орли Ашенфельтер из университета Принстона, который собирал данные из McDonald's более десятилетия. Его интересовала не только стоимость Биг Мака в той или иной стране, но и зарплаты, которые получают сотрудники McDonald's в разных странах. Чтобы исключить помехи в виде переоцененности/недооцененности валюты, он стал измерять зарплаты собственно в Биг Маках. Иными словами, он задался вопросом: сколько Биг Маков в той или иной стране может купить сотрудник McDonald's за час работы?
Работа Ашенфельтера была опубликована в апреле, но в прессе ее начали цитировать только в конце мая. Ученый выяснил, что результаты работы в McDonald's могут в зависимости от страны отличаться в 10 раз: в Индии в 2007 году (основные расчеты указаны в статье именно на последний докризисный год) за час работы в McDonald's можно было получить 0,35 Биг Мака, а в Японии за то же время - три аналогичных гамбургера.
Оказалось, что в тех странах, в которых валюты по Индексу Биг Мака переоценены (прежде всего, богатые государства Западной Европы), зарплаты, если измерять их не в валюте, а в гамбургерах, намного больше, чем в других местах. Следовательно, за одну и ту же работу в мире платят совсем разные деньги, и это не зависит от национальной валюты.
Какое же место в списке занимает Россия? В ней в 2007 году за часовую работу в McDonald's можно было получить 1,19 Биг Мака. Это намного меньше, чем в среднем в Западной Европе (2,23) или в США (2,41), но больше, чем в ЮАР (0,81), Восточной Европе (0,8) и уж тем более в Китае (0,57). Экстраполируя эти результаты на всю экономику, получится, что в России работать намного выгоднее, чем в соседних странах. Следовательно, приток мигрантов в страну неизбежен.
О мигрантах, впрочем, в статье Ашенфельтера ничего не говорится. Зато в ней есть несколько таблиц, в которых показывается динамика изменения заработной платы сотрудников McDonald's с 2000 года. И на этих таблицах Россия сильно отличается от всех других стран.
Так, выяснилось, что с 2000 по 2007 год в Канаде зарплаты в McDonald's выросли на 50 процентов, в Китае - почти на 100 процентов, в Японии даже немного сократились, а вот в России... поднялись более чем на 350 процентов, то есть в четыре с половиной раза!
В то же время по росту цен на Биг Маки Россия также оказалась впереди других государств, однако в общей сложности этот гамбургер подорожал всего на 85 процентов (в Канаде - около 65 процентов, в Китае - 20 процентов, в Японии - подешевел на пять процентов). Это означает, что в 2000-м году в России было гораздо менее выгодно работать в McDonald's, чем в 2007-м: во всяком случае, Биг Маков на зарплату можно было купить гораздо меньше.
Если же снова экстраполировать результаты исследования на всю экономику, то получится, что в 2000-е годы зарплаты в России росли гораздо более высокими темпами, чем ВВП, промышленное производство, инфляция. Таким образом, на основе цен на Биг Мак были получены практически те же результаты, что и на основе анализов Минэкономразвития и Росстата.
В 2007-2011 годах, то есть в то время, когда мир перешел от стадии бурного роста к рецессии и глобальному кризису, ситуация немного поменялась. И хотя Россия осталась лидером по росту зарплат в мире, если измерять их в Биг Маках, то вот цены на гамбургеры в нашей стране росли не так быстро, как в других государствах. Кроме того, выяснилось, что оплата работы сотрудников McDonald's, измеренная в гамбургерах, за эти пять лет сократилась в целом ряде стран: в США на 9 процентов, в Канаде на пять, а в ЮАР более чем на 30. Также значительно пострадали сотрудники американской компании в Западной Европе, Японии, Индии.
Для России с ее частыми денежными реформами, деноминациями и двузначной инфляцией инструмент, который бы определял "реальный" рост заработной платы и который был бы понятен всему населению, необходим еще больше, чем в других странах. Народным способом сравнить свою "реальную" зарплату с зарплатой 30 летней давности является мысленный перевод денег в бутылки водки или поездки на метро, благо цены на них в Советском Союзе не менялись десятилетиями. С 90-х годов следить за стоимостью водки и метро стало сложнее, так что в будущем их место вполне может занять и Биг Мак. Особенно если кто-нибудь из экономистов достанет архивы и узнает, сколько стоил Биг Мак и во сколько оценивался труд сотрудников McDonald's в 90-е.