Первого июня ВР неожиданно сообщила, что продает свой главный российский актив - половину ТНК-ВР. Нефтегигант утверждает, что уже получил соответствующую оферту, но на этот счет у многих есть сомнения: BP могла просто устроить неформальный тендер, не имея реальных предложений. По одной из версий, к таким действиям британцев вынудили российские партнеры, которые якобы замахнулись на влияние в ВР.
События вокруг ТНК-ВР на прошлой неделе развивались стремительно: 28 мая о своей отставке неожиданно объявил гендиректор компании Михаил Фридман, который должен был занимать пост до конца 2013 года, а 1 июня британская BP - владелец 50 процентов ТНК-ВР - сообщила, что намерена продать свою долю в СП в связи с интересом потенциальных покупателей.
В течение нескольких дней между этими двумя событиями зарубежные и российские газеты анализировали причины увольнения Фридмана и предлагали свои версии со ссылками на анонимные источники. За некоторыми исключениями СМИ сошлись во мнении, что гендиректор подал в отставку на фоне нового конфликта акционеров ТНК-ВР - BP и российского консорциума AAR ("Альфа-групп" Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и "Ренова" Виктора Вексельберга).
Новый конфликт является логичным продолжением предыдущих разногласий, связанных, в первую очередь с "арктической" сделкой между ВР и "Роснефтью" (см. врез). В прошлом году два независимых директора, которым надоело быть арбитрами в спорах между акционерами, покинули совет директоров. В итоге менеджменту пришлось руководить компанией на свой страх и риск, а ВР начала угрожать юридическими последствиями в связи с тем, что компанией управляют без ее ведома; все это Фридману тоже надоело, и он решил уволиться, чтобы не брать на себя ответственность за принятые решения. Самая популярная версия не блещет интригующими подробностями; впрочем, когда ВР неожиданно сообщила о намерении продать свою долю в ТНК-ВР, у прессы появился повод для новых конспирологических теорий.
Первой, кого СМИ "сосватали" в новые партнеры консорциуму AAR, стала государственная "Роснефть". Об этом писали "Ведомости" еще до того, как ВР объявила о продаже. Впоследствии британская The Financial Times сообщила, что ВР получила предложение о выкупе акций ТНК-ВР от некой российской госструктуры, не уточнив, от какой. Несмотря на то, что глава "Роснефти" Игорь Сечин 1 июня опроверг интерес госкомпании к ТНК-ВР, слухи на этот счет не прекратились: 3 июня The Wall Street Journal и The Times написали со ссылками на анонимные источники, что ВР получила предложение от "Роснефтегаза", который владеет 75 процентами акций "Роснефти".
Также появлялась информация об интересе к ТНК-ВР со стороны "Газпрома". Как сообщает РИА Новости, глава холдинга Алексей Миллер заявил 4 июня, что впервые об этом слышит. Ранее концерн уже сотрудничал с ТНК-ВР: последняя была вынуждена продать монополии один из крупнейших своих активов - Ковыктинское газовое месторождение, так как "Газпром" затягивал с его подключением к магистральному газопроводу (без подключения разработка не имела бы смысла).
Британская пресса включила в списки претендентов на половину ТНК-ВР в том числе и китайские госкомпании. По информации The Mail on Sunday, Sinopec и CNOOC готовы предложить за актив 14 миллиардов фунтов стерлингов (21,5 миллиарда долларов).
Российские акционеры утверждают, что располагают правом первоочередного выкупа на акции после того, как ВР официально уведомила о возможной продаже доли. Ранее стало известно, что AAR направил оферту британцам около месяца назад. Как сообщал "Интерфакс" со ссылкой на главу AAR Стэна Половеца, в соответствии с преимущественным правом устанавливается 135-дневный мораторий для ВР на возможные операции с акциями ТНК-ВР. Источник газеты "Ведомости", близкий к ВР, опровергает эту информацию. По его словам, британцы обязаны провести переговоры с AAR и обсудить с ними справедливую цену актива, но преимущественного права на выкуп акций ТНК-ВР у россиян нет. Как отмечает издание, акционеры СП не раскрывают детали акционерного соглашения, что не дает возможности выяснить, кто из них прав.
Консорциум AAR, впрочем, сообщил некоторые подробности договора с ВР: по нему партнеры якобы не имеют права разглашать конфиденциальную информацию о СП без согласия другой стороны, что может стать серьезным препятствием для ВР. Об этом пишет The Financial Times. В таком случае ВР не сможет не только сообщить потенциальному покупателю показатели деятельности компании, но даже подтвердить наличие у нее акций ТНК-ВР без согласия AAR. Российские акционеры пригрозили ветировать любую сделку по продаже акций СП третьей стороне. Как сообщает Reuters со ссылкой на источник в ВР, британцы не принимают всерьез угрозы российских миллиардеров и уверены, что смогут продать акции по своему усмотрению.
Вместе с тем, многочисленные слухи о претендентах на акции ТНК-ВР могут оказаться не более чем догадками: источники некоторых СМИ сомневаются, что британцы вообще получали серьезные предложения по выкупу актива. Сообщив о неких предложениях и намерениях продать акции, ВР могла дать сигнал потенциальным покупателям и устроить своего рода тендер. В таком случае неясны мотивы: зачем продавать прибыльный актив, который при вложениях в 8 миллиардов долларов принес в виде дивидендов 19 миллиардов долларов?
"Ведомости" считают, что внезапное сообщение ВР о продаже доли в ТНК-ВР похоже на попытку бегства. Как отмечает издание, Фридман подал в отставку, чтобы "сгруппироваться для мощного удара", так как "ведет охоту на более крупную добычу - саму BP". Ранее, кстати, AAR предлагал британцам продать свою половину СП в обмен на акции самой ВР. В настоящее время крупнейшим голосующим акционером нефтегиганта является инвестфонд BlackRock с долей в 5,93 процента. Если бы ВР согласилась на обмен с AAR, ее крупнейшими акционерами стали бы россияне - навряд ли компания к этому готова.
Даже если у Фридмана и не было столь амбициозных планов, действия ВР нельзя назвать иначе как поражением на российском поле, причем очередным. Сначала Роберту Дадли, который возглавлял ТНК-ВР с 2003 года, пришлось отказаться от должности под давлением российских акционеров в 2008 году. Затем он же, став уже главой ВР, не смог довести до конца "арктическую" сделку с "Роснефтью" в 2011 году. Сейчас Дадли снова проигрывает; этот раз, судя по всему, будет последним.