В США набирает обороты скандал, связанный с утечкой в СМИ данных о секретных операциях американских спецслужб. Под подозрение в раскрытии сведений, представляющих государственную тайну, попали сотрудники президентской администрации. Сенаторы-республиканцы обвинили Белый дом в умышленном "сливе" информации с целью повышения рейтинга Барака Обамы.
Еще летом 2011 года конгрессмены, радеющие за сохранность государственной тайны, получили серьезный повод для беспокойства - таковым стала колонка в The New York Times, посвященная съемкам фильма Кэтрин Бигелоу о ликвидации Осамы бин Ладена. В статье отмечалось, что создатели ленты "получили широкий доступ к самой засекреченной операции в истории". Источником "слива" стал некто в администрации президента Барака Обамы.
Данным эпизодом заинтересовался республиканец Питер Кинг (Peter King), возглавляющий комитет национальной безопасности в Палате представителей. Призвав расследовать инцидент, Кинг предположил, что Белый дом неслучайно "поддержал" кинофильм об успехе американских спецслужб, прекрасно укладывающийся в избирательную кампанию Обамы. В администрации президента назвали "смешными" и газетную колонку, и обвинения Кинга, однако Пентагон и ЦРУ уже в январе 2012 года начали проверку по запросу конгрессмена.
Эта история стала своеобразным прологом к крупному скандалу, который разгорелся в США весной: за полгода до президентских выборов СМИ со странным постоянством начали ссылаться на "источники", знакомые с деталями секретных спецопераций. Так, 9 мая Los Angeles Times, а затем и Associated Press рассказали об истории агента, который внедрился в структуры йеменской "Аль-Каеды", предотвратив теракт на борту самолета.
29 мая The New York Times опубликовала статью, из которой следует, что президент Обама лично выбирает среди террористов цели для ударов с беспилотников. В начале июня журнал Newsweek выпустил схожий по духу материал, представляющий собой выдержки из книги Дэниела Клейдмана (Daniel Klaidman) 'Kill or Capture: The War on Terror and the Soul of the Obama Presidency' ("Убить или захватить: война с терроризмом и дух президентства Обамы").
За день до публикации в Newsweek еще один эксклюзивный материал был опубликован в The New York Times. На этот раз газета рассказала о том, что в 2009 году Обама распорядился начать кибервойну с Ираном, чтобы сорвать его ядерную программу.
Все эти публикации были восприняты как провал ведомств, отвечающих за сохранность государственной тайны, и уже 10 мая ЦРУ начало поиск информатора СМИ в своих рядах. С другой стороны, недоброжелатели Обамы отмечали, что в каждой из этих историй, как и в случае с фильмом о бин Ладене, глава государства предстает в образе отца нации, самоотверженно защищающего ее от внешних угроз.
Во вторник, 6 июня, авторитетные республиканцы Джон Маккейн и Саксби Чэмблисс (Saxby Chambliss) обвинили администрацию президента в умышленном "сливе" информации. Они обратили внимание на то, что Белый дом вообще-то не отличается терпимостью к утечкам секретных данных: достаточно вспомнить, например, дело 22-летнего рядового Брэдли Мэннинга, обвиняемого в сотрудничестве с WikiLeaks. Однако та же администрация, по предположению сенаторов, санкционировала утечку секретных данных, когда того потребовала политическая ситуация. В связи с этим высокопоставленные республиканцы призвали к началу официального расследования под руководством спецпрокурора. Демократы эту идею не поддержали.
В четверг, 7 июня руководители профильных комитетов обеих палат Конгресса встретились за закрытыми дверями с директором Национальной разведки Джеймсом Клаппером и руководителем ФБР Робертом Мюллером. По итогам встречи республиканцы и демократы провели совместную пресс-конференцию, попытавшись подняться над партийными интересами и показать "общее понимание вопроса".
Саксби Чэмблисс и его коллега по Республиканской партии Майк Роджерс (Mike Rogers, глава комитета по разведке Палаты представителей) на этот раз воздержались от скороспелых обвинений, подчеркнув, что американская разведка столкнулись с наиболее масштабной за многие годы утечкой. Демократы Датч Рупперсбергер (С.А. Dutch Ruppersberger) и Дайан Файнштейн (Dianne Feinstein, глава сенатского комитета по разведке) также продемонстрировали готовность к диалогу и не исключили, что спецпрокурор для расследования дела все же будет назначен. Впрочем, Файнштейн отметила, что подобный шаг кажется ей неоправданным, так как может затянуть дело на многие годы.
Майк Роджерс, кроме того, рассказал о ходе расследования утечек, которое ведет его комитет. Он пока не может похвастаться особыми успехами: министерство юстиции решило не раскрывать данные, касающиеся "по меньшей мере одного эпизода утечки". ЦРУ также отказалось предоставлять комитету данные собственного расследования (они, по всей видимости, касаются только случая с внедренным в "Аль-Каеду" агентом). Отвечая на вопросы журналистов, Роджерс объяснил подобную несговорчивость тем, что указанные структуры могут быть непосредственно замешаны в "сливе". Позже ЦРУ нашло объяснение своему отказу (он якобы был связан с попыткой избежать параллельного расследования), и Роджерс смягчил тон заявлений.
Поиск анонимного "источника" СМИ в Белом доме, возможно, превратится в розыски иголки в стоге сена, тем более что даже мотивы этого "источника" остаются неизвестными. Но один урок из этой истории конгрессмены уже извлекли: профильные комитеты начали разработку законопроекта, который обяжет администрацию заблаговременно предупреждать законодателей о решении раскрыть секретные сведения. С тем, что такой законопроект будет полезен, согласны и демократы, и республиканцы.