В ночь на 12 июня в городе Серов Свердловской области пропал самолет Ан-2. Установлено, что пилот и сторож местного аэродрома выпивали с друзьями, среди которых были начальник городского ГИБДД и трое его подчиненных. Внезапно компания решила "покататься" на самолете, не запрашивая разрешения на вылет. Поиски Ан-2 ведутся до сих пор.
Райцентр Серов расположен на границе между Средним и Северным Уралом, в нем проживают около ста тысяч человек. Местный аэродром, как признается его директор Валентина Соболева, находится в полузаброшенном состоянии. В 2008 году работу этого и других небольших аэродромов Урала предложили возобновить на инвестиции Уральской горно-металлургической компании, но об итогах этого проекта не сообщалось. А самым заметным событием из жизни серовского аэродрома в 2011 году стал слет пилотов дельталетов.
На серовском аэродроме посменно работали три сторожа, в том числе муж директора, 67-летний Юрий Соболев - человек с богатым прошлым. Когда-то он был десантником, а позднее работал в пожарной авиации. Знакомые утверждают, что Соболев очень скучал по прежнему образу жизни.
Недавно екатеринбургский центр полетов попросил серовский аэродром принять самолет Ан-2. Это воздушное судно принадлежало челябинской фирме "Авиа Зов", которая заключила с Авиалесохраной контракт на мониторинг лесных пожаров. Командиром экипажа был пилот из Орска Оренбургской области Хатиб Кашапов. "Летчик Кашапов очень опытный, дисциплинированный. Больше двадцати лет за штурвалом", - охарактеризовал его директор фирмы Олег Золин. В мониторинге выдался трехдневный перерыв, и в центре полетов решили, что самолет может отстояться в Серове.
"Раз начальство распорядилось разрешить посадку, мы с радостью приняли гостей. Взлет у них должен был состояться через два-три дня. Ну а свободное время я разрешила провести пилотам на нашей территории", - рассказала журналистам Соболева. Впоследствии выяснилось, что гостей действительно встретили с большой радостью. 11 июня на аэродроме началось застолье, в котором, помимо экипажа Ан-2 и Соболева, приняли участие начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков, трое его подчиненных - Максим Маевский, Евгений Тренихин и Иван Чекишев, а также охранник ЗАО "Уфалей-никель" Антон Сафонов. Журналисты выяснили, что Чекишев и Тренихин - шурья Ушакова.
Кроме того, по неподтвержденным данным, в застолье участвовали сестра инспектора Маевского, некий безработный молодой человек, пенсионер, индивидуальный предприниматель и продавец салона сотовой связи. Гости приехали на трех машинах, которые впоследствии нашли брошенными возле аэродрома.
В ночь на 12 июня второй пилот и бортмеханик зачем-то уехали в город, а все остальные члены компании, по всей вероятности, решили несанкционированно "покататься" на самолете. В транспортной прокуратуре предполагают, что инициатором полета мог стать Соболев, который давно скучал на должности сторожа и жаждал приключений.
По некоторым данным, глава ГИБДД Ушаков успел даже сообщить кому-то, что направляется в поселок Кытлым, расположенный в 266 километрах от Серова (это если пользоваться наземным транспортом; по воздуху, вероятно, гораздо ближе). Когда-то этот горный поселок пользовался популярностью среди туристов, но в постсоветский период почти всю инфраструктуру уничтожили пожары. Однако совсем поселок не умер - там действуют и школа, и торговый центр.
Аэродрома в Кытлыме нет, но в расположенном рядом военном городке имеются две вертолетные площадки. МЧС выяснило, что целью улетевшей компании была рыбалка или поход в баню. Если это верно, то в туристическом поселке, пускай и почти заброшенном, наверное, можно найти и то и другое.
Впрочем, по неподтвержденным данным, Ан-2 видели в горном районе неподалеку от Ивделя. А это несколько в другой стороне.
По одной версии, пропажу Ан-2 обнаружили вернувшиеся бортмеханик и второй пилот. По другой версии, Соболева забеспокоилась, что телефон мужа перестал отвечать, и поехала на аэродром. Любопытно, что многие участники застолья оставили на аэродроме свои сотовые телефоны. Кашапов свой телефон, по всей видимости, взял с собой, однако дозвониться до него не получается. А сам Ан-2 связью не оборудован - для частного судна по закону это необязательно.
В полицию Соболева, второй пилот и бортмеханик обратились только в 8:30 утра - видимо, они надеялись, что пьяная компания вернется самостоятельно. Весь день 12 июня МЧС и полиция вели поисковые работы. Один самолет и один вертолет обследовали территорию площадью 2,4 тысячи квадратных километра. За штурвалом самолета сидел лично глава "Авиа Зова" Золин, прибывший в Серов на поиски подчиненного. Проверены пять посадочных площадок, на которых Ан-2 теоретически мог приземлиться. Жители Гаринского района сообщили, что ночью видели зарево. Информация была проверена, однако обломки самолета не нашли. 13 июня вести поисковые работы будут уже три вертолета и два самолета, будут обследованы восемь тысяч квадратных километров. Утром 13 июня появилась информация еще об одном возможном месте крушения Ан-2 (подробности не раскрываются), туда направлена поисковая группа.
Анонимный пилот из Серова сказал журналистам, что даже если самолет был заправлен полностью, он мог бы лететь не дольше восьми часов. По мнению пилота, Ан-2 вряд ли будет найден целым и невредимым. Директор аэродрома Соболева также заявила, что у нее "уже почти не осталось надежды". Пессимистическую точку зрения разделяют и в Следственном комитете - уголовное дело возбуждено сразу по третьей части 263-й статьи УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Впрочем, в интернете можно встретить и противоположную точку зрения: возможно, пилот все-таки умудрился приземлиться где-то в тайге, и теперь вся компания с похмелья пытается понять, где находится и как сюда попала.