Мир
23:43, 14 июня 2012

Уровнем выше Сирийский конфликт официально назвали гражданской войной

Глава миссии наблюдателей ООН в Сирии Эрве Ладсус 13 июня объявил то, о чем все и так знали, но боялись сказать: в стране началась гражданская война. Признание этого факта выводит конфликт на новый уровень, и это ставит Сирию на перепутье: либо "йеменский вариант" с относительно мирной сменой власти, либо бомбардировки.

Надо сразу сказать, что и сирийская оппозиция, и местные власти заявили, что Эрве Ладсус "оторвался от реальности", делая подобные заявления. Согласившись в этом пункте, они, правда, разошлись в объяснениях своей позиции. Официальный Дамаск пытался втолковать, что в стране продолжается контртеррористическая операция, целью которой является нейтрализация кучки иностранных наемников-исламистов. Повстанцы настаивают на том, что термин "война" предполагает наличие двух воюющих сторон, а на деле идет "геноцид" мирного населения.

Однако новости, поступающие из Сирии, все-таки свидетельствуют в пользу версии главного ооновского наблюдателя: то в центре Дамаска пройдет 12-часовой бой с применением танков, то повстанцы захватят базу войск ПВО у Растана, то армия после восьми дней боев отобьет у них город Хаффа в провинции Латакия. Сам Ладсус сказал, что правительство уже давно не контролирует некоторые города и целые области страны, а в дело брошены боевая авиация и ударные вертолеты. Да и кадры недавней видеосъемки из Хомса иначе как фронтовыми не назовешь. Происходящее уже выглядит намного серьезнее Ливии, где лихие джигиты без особого успеха месяцами гоняли друг друга по пустыне на джипах.

Хомс. Скриншот с сайта YouTube
Lenta.ru

При этом из-за религиозной вражды сирийская гражданская война становится намного более ожесточенной, чем ливийская. Сторонники и противники Муаммара Каддафи никаких претензий относительно вероисповедания друг к другу, в общем, не имели. Скорее они руководствовались политическими и экономическими мотивами, отправляясь на бой. В Сирии же для многих сейчас идет сражение за веру - газават. Отсюда - невероятная жестокость с обеих сторон и преступления, подобные бойне в Хуле или резне в Аль-Кубейре. На войне в Ливии, конечно, тоже хватало мрачных эпизодов, но до массового уничтожения мирных сограждан стороны там, к счастью, не додумались.

Таким образом, всем уже ясно: эскалация насилия сделалась необратимой. О том, чтобы переломить эту тенденцию политическими средствами, мечтают лишь неисправимые оптимисты. Полумертвый план бывшего генсека ООН Кофи Аннана, подразумевавший полное прекращение огня, окончательно выдохся, когда повстанцы официально отказались его выполнять. В общем, никаких предпосылок для мирного урегулирования конфликта сейчас нет.

В этих условиях на Западе все чаще стали говорить о том, что завершить войну можно будет лишь в случае изменения позиции России, которая изо всех сил поддерживает режим Башара Асада. По мнению иностранных специалистов, лишь Москва может убедить сирийского президента согласиться на "йеменский вариант" - передачу власти кому-то из соратников и добровольную эмиграцию. Однако Кремль не желает и думать об этом, так как прекрасно понимает, что для России это означало бы потерю Сирии и очередной проигрыш на международной арене. Гибель тысяч сирийцев при этом в расчет не берется: в конце концов, это внутреннее дело суверенной страны.

Но и Запад не собирается просто ждать изменения настроений в Москве. Европейцы и американцы опасаются, что пока Россия будет упрямиться, влияние на ситуацию в Сирии окончательно перейдет в руки Катара и Саудовской Аравии, у которых свои - сильно отличающиеся от западных - виды на эту страну. На бесплодную грызню сверхдержав в Совете безопасности ООН Доха и Эр-Рияд жаловаться не могут: пока суд да дело, арабские страны Залива тихо, но активно помогают повстанческим группам, ориентированным на построение в Сирии исламского государства.

Американцы, для которых безопасность Израиля - приоритет номер один, с большим подозрением относятся к подобной активности своих союзников из Персидского залива. Появление у израильских границ государства с химическим оружием, поголовно вооруженным населением и правительством из радикально настроенных имамов - это не совсем то, чего Вашингтон добивается на Ближнем Востоке.

Ми-24 сирийских ВВС. Фото с сайта fastfeatures.com
Lenta.ru

В этой связи США начали оказывать форсированное давление на Москву с целью убедить ее согласиться на "йеменский вариант": передачу власти светскому режиму, который будет достаточно сильным, чтобы противостоять исламистам и достаточно слабым, чтобы не выйти из-под контроля Запада.

Государственный секретарь Хиллари Клинтон даже пошла на публичное разглашение данных разведки, согласно которым РФ отправила в Сирию партию боевых вертолетов. Это сообщение сопровождалось заявлением в том смысле, что россияне провоцируют эскалацию конфликта, направляя Асаду оружие для подавления восстания. При этом Клинтон добавила, что с таким подходом Россия напрочь лишится какого-либо влияния в Сирии в будущем. Получилось довольно прямолинейное обвинение с элементами старого доброго шантажа.

МИД РФ, который, похоже, сам ничего не знал про вертолеты, долго молчал, не зная, чего бы такого едкого сказать. Ответ появился через несколько часов, но, правда, вышел в формате "сам дурак": Сергей Лавров в иносказательной форме обвинил США в поставках оружия в Бахрейн, для подавления восстания в этой стране, - тем самым намекнув на то, что американцы лицемерят. И лишь на следующий день выяснилось, что вертолеты действительно отправились в Сирию, но это не новая техника, а старая, прошедшая в РФ плановый ремонт.

Вся эта история может служить иллюстрацией того, насколько Запад озабочен перерастанием сирийского восстания в войну с участием исламистов. Американцы не могут себе позволить упустить Сирию - страну, граничащую не только с Израилем, но и с Ираком, и входящей в НАТО Турцией. Поэтому, одновременно с усилением давления на Россию, похоже, подготавливается еще один вариант решения проблемы - силовое вмешательство.

Хиллари Клинтон. Фото (c)AFP
Lenta.ru

О том, что применение бомбардировок нельзя исключать, первой заговорила Франция. Официально мотивация была примерно такой: мир долго терпел, но конфликт уже превратился в гражданскую войну, людей гибнет все больше, поэтому сидеть сложа руки уже просто невозможно. В этой связи Париж предложил Совету безопасности ООН принудить Асада к миру при помощи резолюции с ссылкой на седьмой раздел Хартии ООН. Проще говоря - пригрозить сирийскому правительству военной интервенцией.

Налицо качественное изменение позиции: если раньше идеи о военной операции в Сирии отвергались с порога, то теперь они обсуждаются - открыто и всерьез.

Есть еще один верный знак того, что уже и в США задумались об ударе: телеканал CNN начал показывать тела детей, убитых (как утверждается) правительственными войсками Сирии. Те, кто следит за творчеством американских журналистов, знают, что обычно местные СМИ очень не любят показывать всякие ужасы, травмирующие психику сограждан. Такие картинки пускают в ход лишь в исключительных случаях. И вот, по данным газеты The Christian Science Monitor, несмотря на Ирак и Афганистан, 34 процента американцев уже готовы наказать злодея.

Технически эта задача вполне решаема. А поскольку любая война на начальном этапе имеет свойство сплачивать граждан вокруг лидера, Обаме такое развитие событий, в преддверии президентских выборов, было бы только на руку. Более того, исламисты еще не окончательно подмяли под себя сирийскую оппозицию, поэтому еще не поздно найти и вскормить какого-нибудь деятеля, готового ради власти не слишком уж бодаться с Вашингтоном - вроде Хамида Карзая в Афганистане.

Военная операция против Сирии становится все более вероятной, но из-за своей дороговизны и рисков будет начата, только если не сработает "йеменский вариант". Правда, существует и третья опция - быстрый подъем и укрепление в Сирии исламистов, которым идеи Клинтон, Лаврова и их начальников абсолютно до лампочки. И вот тогда мало никому не покажется.

< Назад в рубрику