Неформальный "нефтяной клуб", который российские нефтяные компании создали по инициативе бывшего вице-премьера Игоря Сечина, начинает приобретать осязаемые очертания: участники клуба решили стать советом при президенте по вопросам ТЭК. Если клубу действительно удастся стать советом, рынки получат очередной сигнал: правительство Дмитрия Медведева в нефтегазовых вопросах будет выполнять лишь декоративную функцию.
Объединение руководителей компаний в одной отрасли в клуб, пусть даже и неформальный, всегда таит себе риски для конкуренции. Представьте себе, что, допустим, раз в месяц на встречу собираются топ-менеджеры McDonald's, Burger King, Subway и KFC. Пусть даже они обмениваются дежурными фразами, никаких документов не подписывают и просто весело проводят время, антимонопольные органы наверняка попытались бы не допустить подобных встреч. Дело даже не в том, что крупнейшие сети с помощью таких вот встреч установили бы какие-то негласные правила в отрасли. Дело в том, что, создавая "клуб сильных", McDonald's, Burger King и компания ставили бы всех в него не вошедших в заведомо невыгодное положение, положение аутсайдеров. При том, что по всему миру действуют еще десятки и сотни различных крупных сетей закусочных.
Все это верно по отношению к рыночной экономике без признаков "суверенности", и только к тем ее отраслям, которые практически не зависят от государства. В случае с российскими нефтяниками дело обстоит иначе.
Во-первых, значительная часть отечественных нефтедобывающих компаний принадлежат государству, причем в ближайшее время контроль над отраслью чиновники не потеряют. Во-вторых, в России даже частники не брезгуют в случае чего (и довольно часто) обращаться в правительство за помощью: слишком уж отрасль зависит от налоговых льгот, таможенных пошлин, кредитов от государственных учреждений, выдачи лицензий на освоение недр, наконец.
В последние годы нефтяники и без всяких "нефтяных клубов" объединялись ради того, чтобы отстаивать свои права. Формально это объединение никак не называлось - не было создано ни ассоциации нефтедобывающих предприятий, ни какого-нибудь Совета по делам нефтяников. Руководители крупных компаний просто писали в правительство коллективные письма - например, о доступе к шельфовым месторождениям или о штрафах на сжигание попутного газа.
В-третьих, российская экономика так устроена, что в ключевых отраслях нет-нет да и вводится ручное управление. Нефтяной и газовой отрасли это касается в большей степени, чем других: тарифы на газ до сих пор устанавливаются Федеральной службой по тарифам, а стоимость бензина часто определяется не ценами на нефть и балансом спроса и предложения, а прямыми указаниями Минэнерго. Например, чиновники договорились с нефтяниками о том, что цены на бензин в первом квартале 2012 года будут заморожены, несмотря на рост стоимости нефти - по всей видимости, чтобы исключить потенциальный скачок инфляции накануне президентских выборов.
Наконец, в-четвертых, стоит помнить, что российская нефтянка не сравнима с ресторанным бизнесом хотя бы по числу участников: если россиянам доступна еда из сотен сетевых заведений, то большая часть нефти добывается компаниями, которые можно пересчитать по пальцам двух рук: "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Татнефть", ТНК-ВР, "Русснефть", "Альянс". Ну и добавим к этому списку еще "Зарубежнефть" для ровного счета.
Создавая "нефтяной клуб", эти 10 компаний никого не ущемляют в правах - ущемлять просто некого. Так что в этом смысле этакая "внутрироссийская ОПЕК" вполне себе может заменить ассоциацию нефтепроизводителей. Но тогда непонятно, почему она создается в обстановке строжайшей секретности (СМИ о клубе сообщили со ссылкой на анонимные источники) и никак не формализуется (по данным тех же источников, приглашения в "нефтяной клуб" руководители крупных компаний получили по телефону).
На вопрос о том, почему "нефтяной клуб" создается в условиях такой секретности, существуют два очевидных ответа. Во-первых, российская нефтяная отрасль - штука крайне закрытая и лишних глаз не любящая. Во-вторых, вся конструкция "нефтяного клуба" может быть не до конца понятна самим его создателям и будет в значительной степени зависеть от дальнейших аппаратных игр. Именно на этом - на аппаратных играх - и сосредоточила свое внимание пресса, пишущая о "нефтяном клубе".
Дело в том, что идеологом неформального объединения стал бывший вице-премьер Игорь Сечин, который в связи с рокировкой Путина и Медведева формально утратил влияние на отрасль. В мае 2012 года он был назначен руководителем "Роснефти" - пусть и крупнейшей, но все же лишь одной из нефтяных компаний. Очевидно, что, создавая клуб, он пытается вернуть себе былое влияние. Или хотя бы намекнуть на то, что такое влияние у него осталось.
В таком случае инициатива по созданию совета при президенте выглядит весьма логичной: Сечин как бы протягивает ниточку от себя к Владимиру Путину, подчеркивая, что через этот самый "нефтяной клуб" донести до президента определенные идеи и предложения будет проще, чем с помощью обращений в Минэнерго или правительственную комиссию по ТЭК (в которой заседают те же люди, что и в "нефтяном клубе").
Если это предположение верно, то влияние на отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича, который должен курировать ТЭК, будет минимальным - во всяком случае, по плану Сечина. Кроме того, вероятно, что противостояние Дворкович-Сечин будет одной из самых интересных аппаратных игр ближайшего времени. Само наличие такого противостояния отчасти подтверждается нарочитой спешкой: первое заседание "нефтяного клуба" состоялось в один день с заседанием правительственной комиссии по ТЭК. Создалось даже впечатление, будто Сечин хотел, чтобы нефтяники выбирали, к кому им идти: к нему или к Дворковичу. Во всяком случае, по данным "Коммерсанта", оба мероприятия были назначены на одно и то же время, и только в последний момент их развели, чтобы нефтяники смогли успеть и туда, и сюда.
В правительстве, правда, к инициативам Сечина относятся пока спокойно: по данным "Ведомостей", чиновники Минэнерго считают, что их права ни в чем не ущемляются. Тем не менее, это ведомство и в правительстве Владимира Путина не было главным при принятии решений по ТЭК: по сведениям деловых изданий, все основные вопросы все равно решались у вице-премьера Сечина. Так что в ближайшее время вполне логично было бы ожидать от правительства ответа на "нефтяной клуб" - но только не от Минэнерго, а от самого Дворковича.