Россия
20:35, 15 июня 2012

Восстание против машин ОСАГО предложили привязать к водителям

Члены думской фракции ЛДПР внесли на рассмотрение депутатов предложение кардинально переделать порядок и условия оформления полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. По мнению Игоря Лебедева, Ярослава Нилова и Максима Шингаркина, ОСАГО надо оформлять непосредственно на водителей, а не на автомобили. Такая мера призвана не только упростить передачу автомобиля другому водителю, но и существенно снизить стоимость самой страховки.

Полисы ОСАГО в России появились в 2003 году для страхования ответственности водителей перед третьими лицами. Авторы инициативы, как утверждалось, брали за основу европейский опыт, где подобные полисы также выдаются на конкретный автомобиль. По словам одного из разработчиков ОСАГО, которого цитирует "Коммерсантъ", тогда же активно обсуждалась идея закрепить полисы не за машинами, а за водителями, однако в итоге от нее отказались.

По словам депутата Ярослава Нилова, на которого ссылается РИА Новости, закреплять ОСАГО за автомобилями изначально абсурдно, поскольку страховка распространяется именно на ответственность человека (а для страхования самого автомобиля, как известно, существует КАСКО). Кроме того, действующая система содержит массу недостатков. В частности, при наличии нескольких автомобилей в семье каждого из ее членов приходится (если необходимо) вписывать сразу в несколько полисов ОСАГО.

Расчет стоимости полиса ведется исходя из стажа и возраста водителя, а также истории его аварийности. Таким образом, семье с двумя-тремя машинами и совершеннолетним ребенком вписывать самого младшего водителя сразу во все автомобили становится невыгодно. То же касается заядлых лихачей и просто невнимательных (или невезучих) водителей, которые не раз попадали в ДТП. За их ошибки буквально приходится расплачиваться (а точнее, доплачивать) их родственникам или супругам, вписанным в тот же страховой полис.

Ярослав Нилов. Фото ИТАР-ТАСС, Валерий Шарифулин
Lenta.ru

При этом история аварий на практике остается не за водителем, а за машиной. Если водитель вписан в два автомобиля и попал на одном из них в аварию, то увеличение стоимости страхового полиса коснется только машины, попавшей в ДТП. Стоимость страховки для второго автомобиля при этом увеличена не будет.

Еще одним абсурдным пунктом существующей системы ОСАГО является то, что к аварийным случаям относятся инциденты, произошедшие не по вине водителя. Так, например, полис подорожает, если припаркованная на горке машина покатится вниз и получит повреждения. То же произойдет, если в аварию попадет угнанный автомобиль или машина, которой управляет водитель, не вписанный в страховой полис.

Кроме того, справедливое недоумение у многих водителей вызывает подход к "ценообразованию" полисов ОСАГО, исходя из мощности конкретного автомобиля. Так, например, полис для машины премиум-класса с "полным фаршем" в виде всех возможных систем безопасности, но двигателем объемом три литра, будет стоить дороже, чем для разбитых "жигулей" без ремней безопасности с полуторалитровым движком или очередной поделки китайского автопрома.

По мнению Ярослава Нилова, реформа ОСАГО в первую очередь ориентирована на людей. "Обладая таким личным страховым полисом, водитель будет вправе управлять любой машиной, которая находится у него в собственности. А при наличии соответствующей доверенности, с согласия или в присутствии владельца другого транспортного средства, он сможет садиться за руль и другого транспортного средства без необходимости вписывания его в какой-либо страховой полис", - пояснил депутат.

Стоимость ОСАГО, как и раньше, предлагается рассчитывать из возраста и опыта водителя, а также замеченных за ним аварий. Таким образом, водителям больше не придется доплачивать за аварии своих родственников.

По мнению либерал-демократов, новый закон защитит не только самих водителей, но также других участников дорожного движения и страховщиков. Кроме того, у водителей появится дополнительный стимул к обеспечению безопасности дорожного движения. Страховые компании, в свою очередь, получат на порядок больше клиентов, поскольку в России на тысячу жителей в среднем приходится всего 271 автомобиль.

Сами страховщики, как пишет "Коммерсантъ", оптимизма либерал-демократов не разделяют. "Если сейчас в семье один автомобиль и несколько водителей, то достаточно купить один полис, а если принять законопроект, то придется приобретать несколько полисов. От предлагаемой идеи выиграют только обеспеченные люди, у которых несколько автомобилей", - пояснил изданию заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.

Не согласны российские страховые компании и с заявлением депутатов ЛДПР о том, что рост числа полисов увеличит прибыль страховщиков. По оценкам Российского союза автостраховщиков, без привязки к конкретному автомобилю стоимость полиса в ряде случаев снизится почти на четверть. Кроме того, в регионах стоимость полисов после реформы может вырасти.

Представители различных автомобильных сообществ, напротив, идею ЛДПР одобрили, но усомнились в ее выполнимости. По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, которого также цитирует РИА Новости, законопроект попросту не пропустят лоббисты страховых компаний.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, представляющий "Единую Россию" и движение автомобилистов "Свобода выбора", в свою очередь, предложил вынести инициативу либерал-демократов на открытое обсуждение. "В этой идее есть здравый смысл. Но говорить о ее поддержке пока рано. Необходимо выслушать мнения страховых компаний", - пояснил единорос.

За почти десять лет существования ОСАГО в России у водителей накопилось немало претензий как к самой страховке, так и к страховым компаниям, порой действующим только в своих интересах. По словам главы Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, систему предлагали реформировать и ранее, однако без особого успеха. Найдет ли инициатива либерал-демократов поддержку в Думе, и если да, то в каком виде, загадывать пока рано. Предыдущие предложения ЛДПР по реформе автомобильных законов, в том числе, по отмене запрета на минимально допустимое содержание алкоголя в крови водителей, Дума отвергла.

< Назад в рубрику